Макси сброшены

Дарья ЕФРЕМОВА

02.03.2016

4 марта мини-юбка отметила очередной день рождения. «Культура» проследила судьбу модного фетиша.

Создательница мини, британка Мэри Куант, как это часто бывает с дизайнерами, «подсмотрела» идею у подруги. Зашла на огонек к Линде Квайзен, застала ее за мытьем полов. Вместо того чтобы подоткнуть подол за пояс, соорудив не слишком гламурные, но практичные шаровары, девушка укоротила юбку до неприличия.

Вскоре на витринах лондонского магазинчика Bazaar появились удивительные наряды: укороченные платья с плиссированным низом, игривые сарафаны-джерси и открывающие ноги кардиганы. Этакая квинтэссенция простодушной девичьей насмешливости со вкусом бунтарства: долой New Look, к черту Lady Like! И хотя длина юбки не достигала колен всего на какие-то десять сантиметров (едва прикрывающие попу «пояса» появились в начале 70-х), вещи произвели фурор. «Кто это будет носить, — ворчали благовоспитанные дамы, — циркачки, кокотки?» Они ошибались. Новые образы — чего стоят только названия коллекций: «Лолита», «Школьница», «Хорошая девочка» — разлетались мгновенно. А в 1963-м к ногам Куант лег Нью-Йорк. Репортаж с «интерактивного» дефиле — сойдя с подиума, манекенщицы отправлялись прямиком на Бродвей — показали во всех теленовостях. С подводкой: на Манхэттене парализовано движение.

«Солидные мужчины средних лет свешивались из окон и кричали: «Это непристойно!» «Потрясающе, правда? — спустя годы, с восторгом рассказывала в интервью британскому Vogue Куант. — Среди противников была и Коко Шанель». Впрочем, улица тут же отменила запрет Великой Мадемуазель («Колени — самая безобразная часть женского тела, их надо прятать!»). Затем последовало и официальное признание — для бракосочетания с Аристотелем Онассисом в 1968 году Жаклин Кеннеди выбрала короткое белое платье с плиссированной юбкой от Valentino. Уроки грамотного обращения с новомодной вещицей преподнесла и другая икона стиля 60-х — английская модель Джин Шримптон: она появилась в мини на скачках в Мельбурне, вызвав негодование консервативно настроенной публики. Апологетом мини в мире высокой моды стал французский модельер Андре Курреж: расклешенные, обтягивающие и даже изрезанные крупными дырами провокационные юбки в его показах сочетались с белыми сапогами в стиле go-go или гольфами. Пика популярности юбка достигла в годы всеобщего увлечения Beatles и Rolling Stones. Но нет добра без худа — тогда же стартовала эра поголовного помешательства на диетах...

«Возмутительно» короткие подолы, которые было принято носить с высокими сапогами от Mary Janes на плоской подошве с застежкой-молнией и толстыми, ярких цветов колготками выигрышно смотрелись лишь на длинноногих травести, вроде Твигги. 

Конечно, модная революция не проходила гладко: мини-юбка стала  единственным предметом одежды, вызвавшим в XX веке серьезный общественный резонанс. Свое к ней отношение высказывали политики, университетские преподаватели, проповедники и общественные деятели. Ватикан называл новую моду «бесстыдством, идущим от самого дьявола», а Ричард Никсон объявил Белый дом «зоной, свободной от мини».

Разумеется, и «простые» люди, особенно представители старшего поколения, новинку не принимали. «Я была в гостинице в Париже и увидела, что там все носят юбки такой длины, — рассказывает Светлана Светличная, — и я косметическими ножничками обрезала юбку и поехала к родителям на Украину. Когда я вышла из вагона, мама воскликнула: «Ты что надела!» Но это в провинции. Москву коротким подолом было уже не напугать: показы Славы Зайцева, Международный фестиваль мод 67-го сделали тренд массовым. 

Любопытно, что противников мини хватает и сегодня: в 2010-м мэр итальянского курортного городка Кастелламаре ди Стабия отдал распоряжение полиции штрафовать любого, кто замечен в ношении «очень короткой» юбки. 

Впрочем, сторонники раскрепощенности тоже были не из робкого десятка: «Мини-юбки — навсегда!», «Поддержим мини!» — гласили транспаранты, с которыми модницы долгое время пикетировали показы модельеров, намеревавшихся вернуть макси. «Навсегда», правда, не получилось. Уже в 80-е ассоциировавшаяся с униформой девочек-чирлидеров, мини пережила вторую молодость в 90-е (Мадонна, Сабрина, героиня Джулии Робертс в фильме «Красотка» — образ проститутки в экстра-мини и ботфортах почему-то всколыхнул умы; Бритни Спирс) и уступила место ассиметричной струящейся многослойности в последних коллекциях. Можно ли сегодня носить мини? Почему нет. Только лучше с легинсами или плотными колготками. Или вообще надеть что-то подлиннее...