03.04.2015
Как живописец Михай Мункачи состоялся в Австро-Венгрии, и его жизнь словно отразила взлеты и падения великой империи. Мастер перепробовал множество стилей. Картины конца 1860-х — начала 1870-х годов раскрывают его как предтечу передвижников: здесь и обращение к жизни простых людей, и заострение социальных проблем, и драматичные образы, вызывающие отклик у зрителей. На выставке представлены некоторые полотна того времени — например, работа «Пьяница-муж» (1872). Затем в творчестве Мункачи начался «салонный период»: он писал милые семейные сценки, а еще создал портрет собственной жены — вдовы своего бывшего покровителя, барона де Марша.
Постепенно художник стал одним из самых коммерчески успешных европейских мастеров. Огромную славу ему принес триптих на евангельскую тему — Мункачи, как и многие тогда, увлекался трудами Эрнеста Ренана, а также монументальная роспись потолка в Музее истории искусств в Вене, эскиз которой представлен на выставке. Громкие сравнения с Микеланджело и Рембрандтом — свидетельство того, что Мункачи буквально купался в лучах славы.
Финал, однако, оказался трагичным — художник скончался в 1900 году в психиатрической лечебнице в немецком Энденихе. А еще спустя 18 лет прекратила существование Австро-Венгрия. И как тут не вспомнить о быстро проходящей земной славе.