Раз Коровин, два Коровин

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

13.02.2015

Государственная Третьяковская галерея, на днях сменившая директора (место Ирины Лебедевой заняла Зельфира Трегулова), подготовила экспозицию «Другой Коровин. Живопись, графика. К 100-летию Ювеналия Коровина». 

Известный советский иллюстратор, он придумывал оформление к «Дяде Степе» Сергея Михалкова, «Почте» и «Хорошему дню» Самуила Маршака, книжке «Детям» Владимира Маяковского. В его нежной, акварельной, как говорили, «светящейся» графике отразились формальные поиски 20-х. В том числе достижения русского авангарда. Однако эти милые картинки все равно понятны любому ребенку.

Правда, на выставке иллюстрации сведены к минимуму. Хотя можно и полюбоваться на светловолосого великана дядю Степу, и увидеть яркие изображения к «Морозко» или сепиевые — к Салтыкову-Щедрину. Однако главный акцент сделан на «другом Коровине» — работах, созданных не для детских издательств, а для себя. Есть здесь и живопись — картины, порой будто выполненные одним тоном: например, охрой или нежными переливами светло-голубого и жемчужно-розового. Подобные почти монохромные пейзажи заставляют вспомнить импрессионистов, в том числе Моне. И подивиться, сколь широк был круг художественных влияний на творчество Коровина.

Но еще интереснее графика. Острая и лаконичная, она показывает, как хорошо мастер чувствовал линию. Казалось бы, обычная зарисовка из коммунальной жизни («У крана», 1957) вдруг предстает аллюзией на японскую гравюру. Скорее всего, эта отсылка бессознательная. Но в контексте тонкого вкуса Коровина закономерная.