29.01.2015
Розанов — сторонник эпического начала в искусстве. Он принципиально работает с черно-белой фотографией. Его снимки просты — здесь нет родченковских ракурсов. А еще — полностью отсутствуют приметы эпохи. Эти кадры могли быть сделаны когда угодно: и в далеком 1939-м, когда с помпой открывали ВДНХ, и в депрессивные 90-е. Время словно оказалось бессильным перед советскими статуями, сжимающими в руках снопы колосьев. Как не властно оно и над античными памятниками, пережившими множество веков.
Необычное название выставки отсылает к фильму Абрама Роома «Строгий юноша», главный герой которого, Гриша Фокин, разрабатывал комплекс моральных норм комсомольца. Ясность цели он ставил на первое место. И неудивительно. Четкость, определенность, рациональность — суть аполлонического начала в искусстве. Справедливо это и для соцреализма, будь то скульптура или кино. Недаром Роом сделал акцент на теме спорта и красивого, здорового тела — населил фильм дискоболами и атлетами.
Михаил Розанов как-то озвучил важную для себя задачу — космизацию хаоса. Советское искусство с ней справлялось на отлично. У нынешней выставки, оформленной с предельной аскетичностью — белые залы бывших Провиантских складов, строгие аркады и величественная архитектура на снимках, есть все шансы повторить успех.