Четыре Мадонны

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

26.12.2014

Праздничная атмосфера царит в ГМИИ им. А.С. Пушкина. В Итальянском дворике появилась елка, украшенная картонными дискоболами и давидами. А в соседнем зале, среди византийских мозаик и средневековых распятий открылась камерная выставка «Пьеро делла Франческа и его современники. Образ Мадонны в картинах эпохи Возрождения из музеев Италии». 

В экспозиции — четыре картины классиков Раннего Ренессанса, показанные в рамках перекрестного Года туризма Италии и России. Нашей публике эти мастера известны в основном по репродукциям: в отечественных музеях их работ пока нет.

Вот «Мадонна с младенцем» («Мадонна с херувимами», около 1490) венецианца Джованни Беллини: яркие, словно наполненные солнцем краски, теплые и лиричные образы, немного странный, инопланетный пейзаж. Или «Мадонна с благословляющим младенцем и двумя ангелами» («Мадонна Сенигалья», 1491) тосканца Пьеро делла Франческа. Чуткая и нежная по колориту работа — с игрой оттенков розового, жемчужного и голубого — предельно насыщена аллегориями. Как, впрочем, и картины других мастеров — Козимо Туры и Карло Кривелли. В небольшой работе последнего («Мадонна с младенцем») щегол с красным пятнышком символизирует Страсти. А наливное яблоко намекает на первородный грех. Подобная иносказательность роднит живопись кватроченто с византийской иконописью. Неудивительно: именно в XV веке Восточная и Западная церкви сделали попытку сближения, а Европа оказалась наводнена беженцами из Византии, разоренной турками. Однако иконопись веками оставалась аллегоричной, четко следуя канону. А живопись Раннего Ренессанса уже нащупывает земное, плотское, индивидуальное. 

Впрочем, подобные тонкости лучше оставить специалистам. А зрителям — подготовиться к светлому празднику: Рождеству Христову.