Москва не сразу строилась

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

21.11.2014

Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева представляет проект «Кузница большой архитектуры. Советские конкурсы 1920–1950-х». Экспозиция предлагает заглянуть за кулисы градостроительства и узнать, как создавался облик Москвы. 

Кураторы выбрали семь знаковых зданий, в том числе гостиницу «Москва», редакцию газеты «Известия» и Библиотеку имени В.И. Ленина. Их возведению предшествовали дебаты, порой весьма жаркие. Так, Военная академия имени М.В. Фрунзе могла бы выглядеть иначе, если бы победил смелый футуристический проект Константина Мельникова. Однако предпочтение отдали Льву Рудневу и Владимиру Мунцу, предложившим более традиционный вариант в духе ар-деко — сочетания конструктивизма и неоклассики. Аналогичный выбор определил и облик Ленинки. На конкурс 1927 года поступило несколько конструктивистских проектов, в том числе Алексея Щусева и братьев Весниных. Но победил декоративный и пышный неоклассический вариант с колоннами, скульптурами и рельефами Владимира Щуко и Владимира Гельфрейха.

Интересна судьба Пушкинской площади. В 1924 году здесь собирались строить здание для московского отделения газеты «Ленинградская правда»: с газетным киоском на первом этаже и читальным залом на втором. Революционный проект предложил Мельников: постройка, по его замыслу, должна была вращаться в разные стороны. Впрочем, вскоре от идеи отказались. А в 1925-м начали возводить внушительное здание для «Известий».

Проекты, по словам куратора Сергея Чобана, были нужны, чтобы убедить заказчика принять нужное решение. Теперь же они вызывают восхищение великолепным исполнением и полетом фантазии. А также заставляют провести параллель с днем сегодняшним, где уровень архитектурных конкурсов так далек от битв советских гигантов.