Въезд в Россию разрешить!

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

14.11.2014

Государственная Третьяковская галерея представляет работы из собрания Георгия Костаки. «Выезд из СССР разрешить...» — это иконы, народные игрушки, а главное — картины русского авангарда, переданные музею в 1977-м. 

Этнический грек, родившийся в царской России и живший в СССР с иностранным паспортом, Костаки увлекся современным искусством в 1940-е. Эксперименты 20–30-х уже были не в почете, и произведения нередко продавались за бесценок. А иногда просто менялись на чистый холст.

Выставка решена необычно. Зрителя встречают огромные лайтбоксы, воссоздающие облик московской квартиры Костаки. Прежде всего видишь стены, плотно увешанные картинами. Возникает ощущение: ты в гостях у греческого коллекционера. Костаки с удовольствием показывал работы всем желающим, и к его жилищу порой выстраивались очереди. 

В 1970-е коллекционер договорился — большая часть собрания отойдет музеям, а взамен он получит право на выезд. Так в Третьяковку попала внушительная подборка работ Любови Поповой и Ивана Клюна. А еще Татлин, Клуцис, Редько, Александра Экстер... И, конечно, Зверев, которого Костаки активно продвигал. Список художников далеко не полный. Правда, идея включить максимум авторов в экспозицию кажется не слишком удачной. Есть яркий Лентулов или раскрывающийся как пейзажист Малевич. Хороши картины Любови Поповой, которую коллекционер очень ценил. Однако хватает и проходных работ. 

А главное, понимаешь: вынужденное забвение авангарда создало ему незаслуженную рекламу. Запретный плод сладок. В итоге локальный социально-исторический и эстетический феномен превратился чуть ли не в культ. Впрочем, сегодня, когда ажиотаж утих и Татлин с Кандинским давно в музеях, работы авангардистов можно оценить здраво. Отделить блистательный конструктивизм от экспериментов 30-х — выглядевших прогрессивно, а теперь невозможно устаревших. Но никого не забывать. Ведь для музейных коллекций ценен каждый черепок — как осколок минувшей эпохи.