Кострома пришла, Кострома

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

31.10.2014

В Школе акварели Сергея Андрияки — выставка «Шедевры музейных коллекций. Кострома». Это уже 16-я «серия» проекта, представляющего в Москве лучшие собрания российских музеев. На этот раз в гостях — Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Несколько залов занимают гравюры и офорты с изображениями российских монархов: от первого царя династии Романовых, Михаила Федоровича, до Николая II. Центральная часть экспозиции — акварели Геннадия Ладыженского, петербургского академика и уроженца города Кологрив Костромской губернии. Чудак и коллекционер, он учился у знаменитых пейзажистов — Михаила Клодта и Ивана Шишкина. Много лет жил в Одессе, где преподавал в реальном училище у будущих советских классиков: Исаака Бродского и Митрофана Грекова. Ладыженский был скрытным и нелюдимым. Он редко выставлялся, при том что современники прозвали его «Королем акварели». Перед смертью, забрав свои работы, а также коллекцию предметов антиквариата, вернулся в родной город, где мечтал открыть музей. Однако Первая мировая перечеркнула его планы... 

В Москву привезли хиты Ладыженского — акварели, хотя он успешно работал и маслом. В основном это одесские впечатления, а также зарисовки из поездки в Константинополь и по горам Кавказа. Нежные, с тончайшими переливами, почти перламутровые — такими виделись ему южные зимы. А Черное море написано в пуантилистской мозаичной манере, с множеством оттенков — от аквамарина до угрюмой болотной зелени. 

На фоне изысканных картин академика немного теряются работы другого костромского автора — крестьянского художника Ефима Честнякова. Наивные лубочные портреты, составляющие третью часть экспозиции, по-своему очаровательны. Но в целом проигрывают пейзажам Ладыженского, сумевшего легкой и прозрачной акварелью нарисовать дорогу в вечность.