Покажи личико

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

17.10.2014

Если театр начинается с вешалки, то книга — с обложки. Увлечь читателя и расцветить для него воображаемые миры способен лишь художник, умеющий настроиться на волну автора. Эти нехитрые тезисы подтверждает проект «Обложка — лицо книги», подготовленный Государственной Третьяковской галереей. 

Хронологически выставка охватывает период с 1917-го до конца 1930-х. В короткий срок вместилось немало событий: вместе с историческими катаклизмами страна переживала и художественные встряски. Эстетические перемены повлияли даже на академичный и довольно консервативный жанр — книжное оформление.

На выставке можно увидеть обложки, выполненные в духе уже уходившего модерна. Например, работу Александра Головина, оформившего книгу рассказов для детей (Вера Абрамова-Калицкая, «Беглецы», 1923). Или обложку, созданную Дмитрием Митрохиным для издания «Народных русских сказок» Александра Афанасьева (1919). В середине 1920-х наступило время другого визуального языка: острого, лаконичного, потеснившего извилистые линии и растительные орнаменты модерна. В экспозиции представлены авангардные работы Эль Лисицкого и Любови Поповой, а также легендарный «Цирк» Самуила Маршака, созданный вместе с Владимиром Лебедевым: сначала художник сделал акварельные рисунки, а потом уже поэт придумал к ним смешные подписи. 

В 1930-е эстетические волнения утихли. Издания тех лет, особенно солидной «Академии», оформлены в классическом духе. Страна, в том числе в художественном плане, стремилась не разрушить каноны, а, наоборот, подчеркнуть связь с мировой культурой. Строгие, почти монохромные обложки, выполненные Сергеем Пожарским и Владимиром Фаворским, напоминают старые гравюры. И рассказывают об эпохе лучше любого учебника истории.