Советских «Окон» негасимый свет

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

11.10.2014

Этой осенью легендарные «Окна РОСТА» отмечают 95-летие. Первые огромные изображения на злобу дня появились в сентябре 1919-го, а уже в начале октября главным идеологом серии стал Владимир Маяковский.

Громокипящий трибун вспоминал, что впервые увидел плакат, выполненный художником Михаилом Черемных, на углу Кузнецкого Моста и Петровки. Поэт был поражен и пожелал присоединиться к «Окнам», взяв на себя роль генератора идей. Он интуитивно угадывал самые острые темы. Дневал и ночевал в мастерской РОСТА: склонившийся над столом, с папиросой в зубах, как на известной фотографии...

Первые экземпляры «Окон», как, впрочем, и последние, создававшиеся уже под эгидой Главполитпросвета, до нас почти не дошли. Всего было сделано около 1500 работ, состоявших из нескольких плакатов. Примерно 90 процентов текста написано Маяковским, им же выполнено внушительное количество рисунков: около 3500–4000. Коллектив «РОСТА» работал с невиданной для тех времен оперативностью. «Бывало, телеграфное известие о фронтовой победе через сорок минут — час уже висело по улице красочным плакатом», — вспоминал Маяковский. Поначалу листки копировали вручную, позже — через трафареты. 

Первое время «Окна» вывешивали в витринах пустых магазинов — отсюда и название серии. Более полный вариант звучал так: «Окна сатиры РОСТА». Со временем среднее слово пропало из названия, поскольку работы имели и дидактическую направленность: «Забивай, забойщик, / производительность подымай за пудом пуд. / Задание выполнишь — / разрухе капут» (В. Маяковский, 1921). Затрагивалось множество тем: и непризнание молодой страны мировыми державами, и интервенция, и повышение производительности труда, и борьба с эпидемиями...

Агитки-однодневки оказались востребованы в суровое время: помогали поддерживать боевой дух в годы Гражданской войны, разъясняли населению суть продразверстки, посевной кампании, рассказывали о борьбе с голодом...  Коллектив «РОСТА», куда вошли художники Дмитрий Моор, Казимир Малевич, Владимир Лебедев, превратил утилитарные плакаты в произведения искусства. Использовался особый визуальный язык: лаконичный лубочный рисунок, почти монохромное изображение. И простые образы: разруха — черная ворона на трубе, буржуи — обязательно пузатые, в цилиндрах, с манишками. 

Постепенно «Окна» стали делать и в провинции. Они оказались очень эффективны: едва народившееся государство остро нуждалось в свежих образах и смыслах, а народ — в формировании идентичности. Недаром, кстати, об «Окнах», прекративших существование в январе 1922-го, вспомнили в следующей кризисной ситуации — во время Великой Отечественной войны...

Ну а Маяковский, не испугавшийся презренного жанра «агитки» и с головой окунувшийся в создание нового общества, доказал, что жизнестроительство и есть самое упоительное творчество.