Средняя полоса в высоком исполнении

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

03.10.2014

В залах Российской академии художеств — живопись Николая Горского-Чернышева. Экспозиция посвящена юбилею мастера — представителя известной московской династии. 

Дед художника, Николай Михайлович Чернышев, ученик Архипова и Коровина, писал картины в духе «лирического монументализма». Нередко обращался к теме юности: изображал тоненьких пионерок, девочек на коньках — как аллегорию хрупкости этого мира. Его внук, ставший самобытным художником, перенял у деда самое главное: способность чувствовать в обыденных вещах сакральную глубину.

Основу выставки составляют пейзажи. Здесь много картин, написанных в окрестностях «Академички» — легендарной творческой базы художников. Семья Горского-Чернышева и сегодня каждое лето проводит недалеко от Вышнего Волочка. Вот деревянный, украшенный цветными витражами интерьер Великокняжеского павильона, стоящего на берегу реки Мсты (1998). А в соседнем зале — акварельная работа, запечатлевшая мартовскую Академическую дачу — с еще темными сухими деревьями, но уже по-весеннему ярким солнцем (1982). 

При этом пейзажи Горского-Чернышева не похожи на слепое копирование природы. Художник наделяет картины чертами настоящего эпоса. Чуть сгорбившись, бредут через поле двое стариков, а перед ними бежит вприпрыжку мальчик. Они направляются туда, где вдалеке, за горизонтом, виднеются купола храма («Дороги детства (Памяти Н.М. Чернышева)», 1987). Эта работа — не только воспоминание благодарного внука, но и своеобразный символ культурной и семейной преемственности. А рядом масштабное полотно «На родных просторах (Алена с Петей)» (2011): воспевающее красоту средней полосы России. Мать с ребенком на переднем плане — образ бесконечного обновления природы и жизни.

Но самой важной для художника является христианская тема. Центральное место на выставке занимает триптих «Нилова пустынь» (2004), в котором Горскому-Чернышеву удалось передать ощущение «вечного возвращения». Не прервалась связь времен — вот главный итог этой выставки.