Макинтош — стул и человек

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

05.09.2014

В Одностолпной палате Патриаршего дворца Московского Кремля — экспозиция «Чарльз Ренни Макинтош: манифест нового стиля», посвященная родоначальнику современного дизайна. 

На рубеже XIX–XX веков в Глазго сложилась «группа четырех»: Макинтош, его друг Герберт Макнейр, а также их будущие жены — Маргарет и Фрэнсис Макдональд. Формально они работали в рамках популярного тогда ар-нуво: здесь и декоративность, и растительные орнаменты, и тяга к природным формам... При этом Чарльз считается пионером особого «сурового» стиля: знаменитый стул, названный его именем, — яркий пример геометричности, лаконичности, простоты. Шотландец выпрямил изогнутые линии, характерные для модерна, избавившись заодно и от вычурных завитушек. Из «вольностей» осталась лишь невероятно длинная спинка, ставшая своеобразной визиткой стула «Макинтош», да напоминающий нимб подголовник, характерный для некоторых моделей.

Творения Чарльза предвосхитили появление функциональной, подчеркнуто утилитарной мебели — будь то обстановка «Рабочего клуба» Родченко или кресла Ле Корбюзье. Кроме того, в активе Макинтоша — использование принципов «тотального дизайна» (когда продумывается каждая деталь интерьера — от шкафов до чайных ложек). Именно так был создан облик чайных салонов в Глазго, а также оформлены комнаты особняка Хилл-Хаус. Популярный на континенте, Макинтош не получил заслуженного признания в Британии. На закате дней уехал во Францию, писал акварели... Однако его идеи — и это подтверждают жилища среднего класса, обставленные простой и удобной мебелью одного шведского концерна, — проверку временем выдержали.