С чего начинается Родина

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

05.09.2014

Русский музей представляет работы легендарного пейзажиста Валентина Сидорова. В масштабной экспозиции «Тихая моя Родина...» в корпусе Бенуа — около 90 полотен.

 Детство, проведенное в деревне Сорокопенье в Тверской губернии, навсегда оставило след в душе художника. Потом был переезд в столицу, учеба в ведущих вузах (Институте имени Репина и «Суриковке»), общественное признание: Валентин Михайлович более двадцати лет возглавлял Союз художников России... Однако успехи не заглушили воспоминаний о потерянном рае. Уже много лет его холсты посвящены поэзии деревенской жизни. 

Пейзажи Валентина Сидорова самодостаточны. Играет ребенок около избы («Качели», 1970), работает женщина в саду («Весенний сад», 1964)... А в центре внимания — русская природа: бездонное небо, бескрайние поля, уходящие за горизонт леса. В произведениях нет антагонизма: человек максимально близок к естественной жизни. Как, например, в знаменитой картине «На теплой земле» (1962), где и старушка, склонившаяся с рассадой над грядкой, и наблюдающая за ней внучка символизируют единение — людей и природы, вовлеченных в бесконечный круговорот смерти и рождения. Приходят новые поколения, после суровых зимних дней наступает весна... Зритель словно погружается в мифологическую вселенную, где все предопределено, и потому на душе так спокойно. А в воздухе — как на каждом полотне Валентина Сидорова — разлита тишина.