Оперативная живопись

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

31.07.2014

Есть такая профессия — патрулировать улицы, штурмовать захваченные бандитами дома, отправляться в горячие точки... И, конечно, хоронить товарищей, понимая, что троекратный залп почетного караула могут произвести и у твоего гроба. В Московском музее современного искусства — «Коллекция художественных произведений МВД РФ».

У события — формальный повод. В этом году отмечает 45-летие Студия художников имени В.В. Верещагина МВД России. Менее известные, чем мастера-«грековцы», участники проекта выполняют, как правило, «внутрикорпоративные» задачи: украшают интерьеры ведомственных зданий, проводят выставки для сотрудников... Юбилейная экспозиция — рискованный шаг в публичное художественное пространство, где давно главенствует ирония, а пафос считается дурным тоном.

Впрочем, художники Студии Верещагина не собираются подстраиваться под рынок. Они обращаются к «делу величавому войны». Темы работ — сакральные моменты бытия. Например, присяга — инициатический акт, превращающий недавнего оболтуса в воина (Антон Шумейко, «Принятие присяги», 2012). Или боевые действия: иногда требующие выдержки и стальных нервов (Александр Теслик, «В засаде», 2005), а в другой раз — бесстрашия (Олег Леонов, «Штурм высотки», 2006). Есть и исторический экскурс: дореволюционная Россия в работах Ивана Михайлова, триптих «Милиция в 1920–30-е годы» неизвестного художника...

Здесь даже быт кажется священным: дежурит ли на московских улицах конный патруль (Антон Шумейко, «Патруль», 2008) или же хмурят брови, разглядывая фотороботы, криминалисты (Владимир Сундуков, «Медико-криминалистическая лаборатория», 1996)... 

При этом художников-реалистов вряд ли можно упрекнуть в косности. В работах — мощь, динамизм: вот стремительно проносятся мотоциклисты (Юрий Орлов, «Дорожно-патрульная служба», 1998), а на другой картине — взмывает в родченковском ракурсе вертолет над горящей телебашней (Александр Теслик, «Пожар Останкинской телебашни», 2001). Героизация ли это? Не факт. Скорее, слепки с реальности — лишенной сантиментов и так мало похожей на привычную уютную повседневность.