От девушки Кати до дедушки Фрейда

Лия ЧЕЧИК, Венеция

31.05.2013

ила статус главной выставки достижений современных художников.

С 1993 года в структуре биеннале два раздела — национальные павильоны и главный кураторский проект. В этом году по инициативе самого молодого куратора за всю историю венецианского смотра — 39-летнего Массимилиано Джони, Главный павильон в Джардини и площадка в Арсенале отданы проекту под названием «Il Pallazzo Enciclopedico» — Энциклопедический дворец.

Название Джони позаимствовал у итало-американского художника-самоучки Марино Аурити с его идеей дворца — своего рода воображаемого музея всего мирового знания, — которую он даже запатентовал в США в 1955 году. Макет 136-этажного здания — детища Аурити — специально выписали в Венецию из Американского музея народного искусства в Нью-Йорке. Подобно Марино, суть своего проекта Джони сводит к попытке привести наши знания и поток информации к определенной всеохватывающей системе, по которой и будет структурирована экспозиция.

Многолетний президент Венецианской биеннале Паоло Баратта всегда ставил перед своими кураторами задачу включения современных произведений в исторический контекст. Джони не отходит от установки: наравне с работами 150 художников из 37 стран (рекордное количество участников) здесь представлены исторические объекты, антропологические находки, а также творческие штудии медийных персон, в числе которых Фрейд, Юнг и прочие. Как говорится в официальном пресс-релизе, Энциклопедический дворец — это выставка «одержимости и преобразующей силы воображения».

Национальные представительства показаны в 88 павильонах. Среди десяти новичков нынешнего смотра — Ангола, Бахрейн, Парагвай, Косово, Кувейт и даже Ватикан.

Россию в этом году представит художник Вадим Захаров с проектом «Даная». Впервые куратором российского павильона стал иностранец — немец Удо Киттельман. Комиссаром уже во второй раз остается Стелла Кесаева, руководитель «Stella Art Foundation».

Основную программу дополнят сопутствующие выставочные проекты, два из которых представлены Московским музеем современного искусства. В рамках проекта «Lost in Translation» в выставочных залах университета Ка’Фоскари под кураторством Антонио Джеузы собраны работы наших художников за последние сорок лет. А выставка «Katya» расскажет историю девушки Кати, увиденную глазами американского художника Барта Дорса.


Владимир Мединский: «Даная» — о том, что не в деньгах счастье»

«То количество зрителей, которые пришли в наш павильон, говорит о том, что работа Вадима привлекает, а это — внимание к нашей стране и нашему искусству и понимание того, что в художественной жизни России происходят интересные и яркие явления», — сказал министр культуры РФ Владимир Мединский, осмотрев экспозицию Русского павильона на венецианской биеннале и познакомившись с инсталляцией Вадима Захарова «Даная». «Как зрителю мне было интересно. Особенно приятно было видеть, что современная трактовка древнего мифа о Данае и пролившемся на нее золотом дожде преподнесена таким образом, что у человека есть возможность задуматься о простой вещи — что не в деньгах счастье, и о том, что мы тратим слишком много своего времени на тщетные и ненужные вещи», — размышлял вслух министр. По словам Мединского, «если человек об этом в течение дня лишний раз подумает, значит мы сделали духовно-нравственное дело самыми современными методами».