Девочка моя беломраморная

Александр ПАНОВ

21.05.2013

В одном из залов Государственной Третьяковской галереи на Крымском валу целый год будет работать выставка «Мир семьи и детства. Образы ушедшей эпохи» — очередная серия программы «Третьяковская галерея открывает свои запасники». Она сменила экспозицию «Радость труда и счастье жизни. Идеалы ушедшей эпохи» и также посвящена советской скульптуре 1930-60-х годов. Но если первый проект был про героические будни рабочих и крестьян с сильным идеологическим акцентом, то нынешний, по замыслу музейщиков, должен стать сугубо камерным, апологией частной жизни.

Формально так оно и есть. Но куда же деть идеологию, если мы говорим о социалистическом искусстве? Вот Исидор Фрих-Хар изобразил дочь за чтением книги. Но мраморная скульптура была предназначена для Всесоюзной выставки 1949 года. И потому называется «Пионерка-отличница Галя». Чудесна бронзовая «Девочка с бабочкой» Сарры Лебедевой — но это эскиз знаменитой двухметровой статуи, стоявшей в ЦПКиО им. М. Горького. Композиция Иосифа Чайкова «Материнство» (опять мрамор) — аллегория светлого будущего: младенец на колонне с классической капителью — как юный бог с советского Олимпа.

А в центре зала — майолика того же Фрих-Хара «Праздник в азербайджанском колхозе», где над пиршеством красуется плакат «Жить стало лучше, жить стало веселее».

Это в самом деле «образы ушедшей эпохи», но ушедшей не так уж далеко, поскольку вызывают искреннюю ностальгию. Спасибо Третьяковке за то, что достала из запасников эти два десятка работ, многие из которых экспонируются впервые.