За гранью жанра

Александр ПАНОВ,

01.09.2012

В Государственном центре современного искусства на Зоологической улице и Московском музее современного искусства на Петровке одновременно открылась двухчастная выставка «Портрет/пейзаж: границы жанра. Из коллекции Музея изобразительных искусств города Нанта».

Подборка из 60 произведений западных художников от XVI до XXI веков уже побывала летом в Нижнем Новгороде, где ее принимал Приволжский филиал ГЦСИ.

В Музее изобразительных искусств города Нанта идет стройка — возводят новый корпус, а во Дворце искусств реконструируют помещения. Что, вероятно, и позволило устроить российские гастроли избранных работ (в коллекции не десятки, а тысячи произведений с XIII века до наших дней). Но французские и российские кураторы проекта, поддержанного мэриями трех городов, не ограничились формальным жестом гостевого турне, придумав неожиданную (для России, впрочем) концепцию сопоставления классического и современного искусства. С заходом в модернизм начала прошлого столетия. Благо собрание музея позволяет развернуться искусствоведческой фантазии.

Эти параллельные экспозиции — в ГЦСИ обосновался «Портрет», в ММСИ — «Пейзаж» — следует не только смотреть, благо есть на что, но и читать. Объяснения на стенах и статьи в каталоге, поясняющие хитроумный замысел дружественного столкновения антагонистичных художественных миров. При котором, например, великий Тинторетто с «Мужским портретом» подмигивает видеодокументации монолога американского перформансиста Вито Аккончи.

Каталог дает еще одну разгадку выставочного сюжета. Книжка, естественно, двуязычная. И во французской версии подзаголовок проекта «Границы жанра» (в подборке работ никакие жанровые границы не соблюдались) звучит как «Трансформация жанра». То есть эволюция портрета и пейзажа во времени и пространстве. Хотите — называйте эту логику истории прогрессом, хотите — деградацией. Но экспозиции доказывают, что глубинная суть искусства остается прежней, и даже по формальным признакам это можно подтвердить.

Оба раздела проекта разбиты на своеобразные подглавки. Вот, например, самая трогательная у «Портрета» — «Атрибуты детства». Никогда не подумал бы, что ужастик (нас пугают, а нам не страшно) концептуалистки Розмари Трокель «Маленький король» — живопись на дереве, безглазый уродец, глаза которого вылезли из орбит на короне на голове, — может быть срифмован с парадным «Портретом мальчика» первой половины XVII века, чей взгляд столь неестественен, что хочется, чтобы он закрыл веки. А граф-ребенок с картины Жан-Батиста Греза, положивший руку на раскрытое Священное Писание, сочетается с поп-артистской картиной Джеймса Рилли «Любопытный», где парень в тишотке тычет пальцем себе под ребро, аки Фома Неверующий.

И так далее. Пересказывать кураторские фантазмы увлекательно и утомительно одновременно. В любом случае перед зрителем — сложившийся изящный и в меру провокативный проект.