Галерея на Оке

Анна АЛЕКСАНДРОВА

18.04.2014

В Серпуховском историко-художественном музее проходит выставка «Крым — любовь моя!». В экспозиции — жемчужины фонда: Айвазовский, Коровин, Богаевский, Лагорио... Эти работы — лишь малая часть коллекции, насчитывающей более 40 тысяч экспонатов. «Культура» решила познакомиться поближе с крупнейшим художественным музеем Подмосковья.

Чуть больше часа на автобусе — и вот передо мной величественный двухэтажный дом. Особняк в неоклассическом стиле был построен в 1896 году Романом Клейном — будущим создателем ГМИИ имени Пушкина и ЦУМа. Внутри сохранился дореволюционный декор: лепнина и роспись потолков, мозаичные полы вестибюлей, дубовые лестницы и паркет в залах... В парадном Белом зале, где проходит выставка, посвященная Крыму, картины классиков соседствуют с работами современного художника Николая Бурдыкина, написанными в тех же местах.

— Присоединение Крыма — историческое событие. Мы не могли остаться в стороне, — объясняет идею экспозиции директор музея Людмила Гафурова.

Красивый особняк построили по заказу купчихи первой гильдии Анны Мараевой. Во второй половине XIX века Мараевы, бывшие крестьяне, разбогатели и купили в Серпухове участок земли с домом и фабрикой. В 1882 году купеческое семейство возглавила рано овдовевшая Анна Васильевна. Будучи старообрядкой, она целенаправленно собирала все, что связано с «древним благочестием» — иконы, церковные рукописные и старопечатные книги. В 1896-м выкупила у разорившегося коллекционера Юрия Мерлина большую подборку светского искусства — живопись, графику, скульптуру западных и отечественных авторов (XVI–XIX веков). Мотивы поступка не ясны: было ли это желание обойти Третьякова или она исполнила просьбу дочери Анфисы, позже погибшей...

В 1920 году особняк превратился в музей, и из Центрального музейного фонда в него поступили картины классиков — Левицкого, Верещагина, Поленова... Так, в Серпухове можно увидеть работу Виктора Васнецова «Витязь на распутье» (1878), точнее, ее первый вариант. Второй хранится в Русском музее.

— Картина часто путешествует, — говорит Людмила Гафурова. — В 2005 году она выставлялась в Музее Гуггенхайма в США — экспозицию «Россия!» открывал Владимир Путин. Еще Запад очень интересуется русским авангардом. У нас хорошая коллекция картин Наталии Гончаровой — правда, в родных стенах видим ее редко. В 2011–2012 годах полотна Гончаровой экспонировались на выставке «Русский авангард» в Палермо и Риме. Иногда приходится отказывать, когда приглашают участвовать в очередном проекте. Но вот Государственной Третьяковской галерее всегда рады — семь наших работ можно было увидеть на выставке «Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом». Серпуховский музей дважды участвовал в проекте Третьяковки «Золотая карта России». В 2008 году с выставкой «Русское искусство 1870–1910 годов», а в 2013-м —  с «Православными древностями Серпуховского края». В нашей коллекции много икон — из закрытых в советские годы церквей и монастырей... Самые древние — XV века.

У музея еще один профиль — исторический. Экспозиции, посвященные богатой истории Серпуховского края, проходят в Историко-археологическом отделе музея. С домом Мараевых связаны события Гражданской войны. В 1919 году в Серпухове находился штаб Южного фронта. Именно здесь был подписан приказ о создании Первой конной армии. А в особняке Мараевой несколько месяцев жил Иосиф Сталин. Сейчас здесь проходит выставка «Из истории дома Мараевых. 1919 год», где воссоздана скромная обстановка его комнаты: стол с выцветшим сукном, лампа, чернильница... Кроме того, в экспозицию включены и другие предметы тех лет: красноармейская форма, оружие, медицинские инструменты, переданные праправнучкой Мараевой, Ольгой Аваковой. Во время Первой мировой войны Анна Васильевна открыла госпиталь, где сестрами милосердия были ее дочери и внучки...

Впрочем, несмотря на академическую направленность, регулярные научно-практические конференции, Серпуховский музей — живой и развивающийся.

— Людям должно быть здесь комфортно, чтобы они хотели провести целый день, — продолжает Людмила Викторовна. — Стараемся избегать банальных обзорных экскурсий. Существует устоявшийся образ музейного работника: посетителей по залам водит экскурсовод в очках и с указкой, излагает сухие факты... У нас же экскурсии обогащены элементами театрализации — зрителей программы «Ожившие картины» встречает девушка в костюме хозяйки особняка или... богатырь с картины Васнецова. Один из самых волнующих элементов экскурсии — инсценировка смерти Тамары от поцелуя Демона, «сошедшего» с полотна Константина Маковского. Картина написана на сюжет поэмы Лермонтова. У другой известной работы художника «Под венец» разыгрывается сцена приготовления боярской невесты к свадьбе: зрители могут услышать диалоги героев картины, узнать о свадебных традициях, существовавших в средневековой Руси. 

Правда, поначалу, как вспоминает директор, сотрудники участвовали в действах неохотно. Людмиле Гафуровой пришлось сыграть Бабу Ягу в спектакле «Морозко» — после этого дело пошло. Сейчас даже обижаются, если не достается ролей.

Планов у Серпуховского историко-художественного музея много. Например, попробовать новый формат — пешеходные экскурсии «По улицам провинциального Серпухова». Ближайшая, «По улице Калужской», намечена на 26 апреля от историко-археологического отдела музея до центра средневекового города, Соборной горы, где в 1556 году по указу Ивана Грозного появилась белокаменная крепость. Зрителей будут встречать персонажи купеческого города, роли которых исполнят сотрудники музея и участники клубов исторической реконструкции. Интересной окажется и «Ночь в музее–2014»: в этом году отмечается сто лет особому матчу-маскараду одной из первых в Российской империи футбольных команд — созданной в Серпухове фабрикантом Коншиным. Игру превратили в шутку — в ней участвовали, например, негр и индеец. Народ принял представление за чистую монету и удивился, когда объявили, что теперь состоится настоящее состязание. В планах музея — воссоздать ту юмористическую игру. Задуманы и другие сюрпризы.

— Два года у нас существует Попечительский совет, — продолжает рассказ Людмила Викторовна, — что редкость для музеев. Его председатель, Андрей Молокоедов, очень помогает. Найти новых Мамонтовых сегодня не так просто...

Думает музей и о воспитании своих будущих кадров. Вместе с Московским областным гуманитарным колледжем разработаны учебные программы «Отечественная история в культурном пространстве музейно-образовательного комплекса» и «Мировое историко-художественное наследие». Занятия проходят в залах особняка среди подлинных произведений искусства и исторических памятников. Студентов ждут на практику. Уже сейчас волонтеры участвуют в «Оживших картинах», культурно-массовых акциях. 

— Вижу в них потенциальных сотрудников, — говорит Людмила Гафурова. 

Напоследок прохожу по залам — и встречаю новых людей, удивляющихся, что в подмосковном городе есть такой богатый музей — с Рокотовым, Саврасовым, «мирискусниками» и авангардом...