Юбилейное столкновение

Александр ПАНОВ

05.04.2013

Практически одновременно юбилеи отмечают художники Борис Мессерер и Алексей Шмаринов. У обоих — выставки в Академии Художеств. И торжественные чествования там же. Каждому исполнилось по восемьдесят. Они — знаменитости, принадлежащие к разным полюсам советского искусства.

Ретроспектива Алексея Шмаринова открылась в Академии 4 апреля. Борис Мессерер показывает там графику со 2 апреля, театральные эскизы Музей Бахрушина начал демонстрировать еще в марте, а 10-го числа, в день рождения покойной жены, Беллы Ахмадулиной, большую выставку живописи и инсталляций Мессерер представит в Третьяковке.

Не знаю, придет ли Шмаринов на вернисажи Мессерера, а тот — на открытие к Шмаринову. Выставочный марафон, проходящий под эгидой Академии, означает лишь одно — непримиримая борьба традиционалистов и новаторов, реалистов и модернистов, государственников и диссидентов, приказала долго жить. К чему ругаться друг с другом в восемьдесят лет? Все вошли в историю.

Мессерер — некогда хулиган. В его мастерской собирался московский литературно-художественный андерграунд, тут готовился неподцензурный альманах «Метрополь», пел Высоцкий. Инсталляция «Реквием», которую обещают показать в Третьяковке, посвящена Веничке Ерофееву — бутылки из-под портвейна со вставленными в них свечами. Ныне Борис Асафович — действительный член Академии, оформитель спектаклей Большого и Художественного театров, экспозиционер Пушкинского музея. При этом не огламурившийся и оставшийся верным бурному и буйному прошлому. Картины последнего времени, которые обещает ГТГ, — тому свидетельство. А декорации к «Кармен-сюите» Бизе-Щедрина в Большом, уже показанные в Бахрушинском музее, — это шедевр сценографии и оформительского искусства.

Шмаринов — убежденный классик. Иллюстратор русских летописей, автор циклов гравюр и офортов «На поле Куликовом» и «Кто к нам с мечом…» Акварелист, влюбленный в российские пейзажи, при этом пользующийся неизменным успехом в Европе и особенно в столь любимой им Италии. К выставке пресс-служба Академии подготовила выборку из европейских газетных публикаций разных лет: даже вполне либеральные СМИ говорят о Шмаринове в восторженных тонах. В гравюрах Шмаринова чувствуется знание школы великого Владимира Фаворского и рука отца, гениального иллюстратора русской литературы Шмаринова Дементия. Акварели поэтичны, дышат светом и воздухом. Таких пейзажей сегодня уже не сыскать.

Случайное юбилейное столкновение Бориса Асафовича и Алексея Дементьевича вдруг дало повод поразмышлять о советской эпохе, вмещавшей в себя абсолютные крайности.