Человек дела: выставка «Королева фуэте. Софья Головкина» на Пречистенке

Елена ФЕДОРЕНКО

16.05.2023

Человек дела: выставка «Королева фуэте. Софья Головкина» на Пречистенке

В галерее искусств Зураба Церетели продолжается демонстрация экспозиции «Королева фуэте. Софья Головкина», посвященной жизни и творчеству народной артистки СССР Софьи Николаевны Головкиной.

Выставка приглашает посетителей заглянуть в мир одной судьбы — балерины и педагога, чье имя известно всем профессионалам и поклонникам хореографического искусства. Нет на земле театра, где бы не танцевали воспитанники Московской балетной школы, которой Софья Николаевна (1915–2004) руководила четыре десятилетия, с 1960 года. Кажется, что экспозиция не связана ни с какой датой, но она не случайно появилась в 2023-м, объявленном в России Годом педагога и наставника. В роли куратора выступила танцовщица и хореограф, внучка Головкиной, названная в честь знаменитой бабушки, — Софья Гайдукова. Не потому ли главной темой стала «мысль семейная»?

Экспозиция — теплое родственное признание в любви: героиня представлена не только великим организатором, обремененным железными должностными обязанностями, но прежде всего обычной женщиной, верной женой и заботливой матерью. Эта часть выставки показалась самой интересной и увлекательной. Фотографии из семейного альбома, неизвестные и неожиданные: лукавая улыбка на беззаботном лице — с мужем на отдыхе, в Подмосковье и в Гурзуфе; шутливая сценка с сыном, когда подросток поддерживает маму в балетной позе; арабески и аттитюды на пляже, в морской пене. А вот стан молодой Софьи Головкиной изогнулся крутой дугой в гибком гимнастическом мостике.

Собранные артефакты: личные вещи и пожелтевшие программки, парад сценических нарядов, в которых выходила на поклоны руководитель и педагог хореографического училища, и афиши, что впору уже отнести к старинным, архивные фотографии и живописные полотна, письма и буклеты, документы и государственные награды, аттестаты и удостоверения, записи комбинаций уроков и дорогие сердцу подарки — логически складываются в тематические блоки: «На сцене», «Советский балет», «Школа», «Ученицы», «Портреты», «Семья», «Время».

Вот первый шаг к профессии: маленькая Соня в платьице с заниженной талией на вступительном экзамене в зале старой балетной школы на Пушечной, куда девочка приехала самостоятельно на трамвае. Мама узнала о поступлении дочери как о факте свершившемся — в сосредоточенном лице школьницы уже просматривается сильный и упрямый характер.

Фото, запечатлевшие головкинский танец, передают победный стиль и балеринский апломб. Роковая Одиллия и совсем не смиренная Одетта в «Лебедином озере», отважная Диана Мирель в «Пламени Парижа» и страстная Зарема в «Бахчисарайском фонтане», резвушка Лиза в «Тщетной предосторожности» и гордая Раймонда. На каждом снимке словно оживают великие классические спектакли Большого театра, подзабытые сегодня драмбалеты и герои балетной сцены — Асаф Мессерер, Леонид Жданов, Александр Лапаури. Фото с первым мужем хореографом Федором Лопуховым, а в музейной витрине его подарок — изысканная брошь-камея, которую Софья Николаевна носила едва ли не постоянно. Редкие фото с коллегами, ровесниками и молодыми: Галиной Улановой и Ольгой Лепешинской, Майей Плисецкой, Владимиром Васильевым и Юрием Григоровичем.

Немалую часть выставочного пространства занимают живописные и графические портреты Софьи Николаевны, а также ее предшественниц, коллег и учеников. «Портрет балерины Софьи Головкиной» Александра Герасимова и «Краса ненаглядная» в Царь-девице из «Конька-Горбунка» на картине Александра Перебатова — произведения, не часто попадающие в экспозиции. А одно полотно и вовсе выставлено впервые — портрет Софьи Головкиной 1962 года кисти Валерия Косорукова, художника, влюбленного в балет и чувствующего танец на каком-то клеточном уровне. Какие удивительно поэтические характеры юных Наташи Бессмертновой и Марины Леоновой на его карандашной зарисовке! Среди косоруковских жанровых зарисовок закулисья и портретов одухотворенных артистов, представленных на выставке, — женственный образ Марины Леоновой. Еще один уникальный экспонат — импровизация Таира Салахова, который легким росчерком шариковой ручки «набросал» абрис лица Софьи Николаевны.

Педагогика вошла в жизнь Головкиной рано, когда она еще танцевала в театре, в 1959 году, а уже через год она была назначена директором Московского хореографического училища. Четыре десятилетия Софья Николаевна руководила балетной школой, ее стараниями училище получило новое, специально построенное здание. Благодаря ее усилиям училище преобразовали в Академию хореографии, что дало возможность ученикам получать высшее образование. Здание почти сразу стали называть Дворцом балета на Фрунзенской улице, и сегодня его фасад украшает мемориальная доска — память о Софье Николаевне сохраняется в стенах Академии. Отдельная фотохроника разных лет — «масюрики», как называла Головкина воспитанников. Экзерсисы, репетиции, выступления, поклоны и снимки с обязательных вояжей — она часто отправлялась с учениками на гастроли по городам России, которую очень любила. Школа выступала в Ижевске и Севастополе, Владивостоке и Хабаровске, в Хакасии и на Сахалине.

В одном из выставочных залов в режиме нон-стоп работает телевизор: на экране небольшие фрагменты танца Головкиной, ее уроков и рассказов о годах учебы, об учителях, партнерах, хореографах, о театральной атмосфере 1930-х, когда ее, выпускницу школы, приняли в труппу Большого, о военной молодости и выступлениях в госпиталях перед ранеными бойцами. На впечатления выставки память откликнулась личными воспоминаниями. В 90-е годы я оказалась связанной общей работой с Софьей Николаевной. Ни до, ни после мне не встретился человек, который так удивительно быстро и естественно, без всякого игрового азарта, менял образы и манеру поведения. Эмоции сменялись моментально: информация о зарвавшемся аспиранте — интонации строгого ректора; звонок от партнеров-строителей — деловая конкретика переговоров; новость о тяжело заболевшем ученике — причитания добрейшей «мамы Сони», как звали ее выпускники.

Среди головкинских воспитанниц ее авторитет был непререкаем, и многие из них уже посетили выставку. Марина Константиновна Леонова — ученица и преемница на посту ректора МГАХ, поделилась с «Культурой» своими воспоминаниями: «За сорок лет Софья Николаевна выпустила 14 женских классов, и в каждом была звездочка: Наташа Бессмертнова — первый выпуск, Полина Семионова — последний. Каким она была педагогом? Взыскательным и требовательным. И мы понимали, что эти качества распространяются не только на нас, это отношение — и к себе, и к коллегам, и к делу, которому она служит. Не припомню случая, чтобы Софья Николаевна пришла на урок неподготовленной, хотя она руководила всей школой и обязанностей имела предостаточно. Нас, своих девчонок, очень любила, мы это чувствовали всегда, даже если нам от нее доставалось. Отношения не прерывались после окончания школы — они становились даже более доверительными, она знала, как складывается наша личная жизнь и следила за нашей карьерой.

Ее уроки развивали гибкость, шаг, вращение. Раньше не увлекались шагом, ноги не поднимали к уху. Она же считала, что природные данные нужно совершенствовать. Сама она постоянно продолжала учиться. Вызывала балерин из Ленинграда, так некоторое время жила в школе знаменитая Екатерина Гейденрейх. Я оказалась подопытным кроликом: Екатерина Николаевна показывала на мне класс, поясняя Софье Николаевне все нюансы методики Вагановой».

После ухода Головкиной с поста ректора зазвучали упреки в ее адрес: дескать, к классическому танцу она напрасно прививала элементы гимнастики, критиковали за лихой московский стиль, жесткий нрав и единоначалие в школе. Жизнь доказала недальновидность этих претензий: выпускники московской школы составляли основу Большого театра его «золотой поры», работали в лучших театрах мира. Рассказывает ее ученица Ксения Рябинкина: «Она умела научить, добиться результата. Все ее ученицы обладали балансом — Софья Николаевна заставляла нас подолгу, буквально 32 такта подряд, стоять в позе и выполнять движения с утяжелением — на талию подвешивали гирьки. В том, что она привносила в обучение гимнастическую растяжку, было новаторство — в этом я уверена».

Экспонаты выставки напоминают об одаренных выпускницах Софьи Николаевны разных лет. Кроме ранее упомянутых — Нина Сорокина, Алла Михальченко, Галина Степаненко, Надежда Грачева, Анна Антоничева, Анастасия Яценко, Мария Аллаш, Мария Александрова, Нина Капцова — звезды Большого балета разных поколений.

В годы, когда выпало жить Софье Николаевне, балет был любимым и опекаемым государственным детищем, гордостью страны. Посетить «головкинскую школу» считали своим долгом Ролан Пети и Морис Бежар, Пол Тейлор и Хосе Лимон, заглядывал даже Майкл Джексон. Светские вечера, участие в правительственных концертах, встречи на высшем уровне входили в расписание Софьи Головкиной, чья жизнь рифмовалась с историей страны. И фотодокументы — тому подтверждение: Марлен Дитрих рассматривает детские пуанты в костюмерной Академии, на высоком приеме Софья Николаевна танцует с Джеральдом Фордом, улыбаются и поднимают бокалы на банкете в Кремле Джером Роббинс, Софья Головкина, Джордж Баланчин и Екатерина Фурцева.

Залы третьего этажа Музейно-выставочного комплекса Российской академии художеств, или Галереи искусств Зураба Церетели, как ее чаще называют, где разместилась экспозиция, не пустуют, посетители приходят группами и поодиночке. Потому выставку «Королева фуэте. Софья Головкина» продлили до 5 июня.

Фотографии: Владимир Вяткин / РИА Новости.