Дюрер, Любаров и Фальконье: «Культура» о самых интересных выставках апреля

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

28.03.2023

Дюрер, Любаров и Фальконье: «Культура» о самых интересных выставках апреля

Этой весной зрителей ждут выставки на любой вкус: от древнеегипетских мумий и классиков северного Ренессанса до пермской деревянной скульптуры и художников-шестидесятников.

«После импрессионизма»

Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина. С 18 апреля по 20 августа.

Пушкинский музей, как известно, может похвастаться роскошной коллекцией импрессионистов — благодаря Щукину и Морозову, часть собраний которых досталась ГМИИ. Тот же Щукин не прятал нажитые сокровища — в 1909 году он открыл свой особняк для свободного посещения — и неудивительно, что импрессионизм завладел умами наших художников. Тем более, некоторые из них бывали в Париже и могли своими глазами увидеть все новинки. В целом, импрессионизм стал этапом, после которой художественной жизнь Европы — а с ней и России — изменилась безвозвратно. Что же произошло после импрессионистической революции «там» и «здесь» и как европейцы повлияли на наших художников? Когда русские авторы перешли от подражания (пусть и талантливого) к свободному творчеству, и унеслись — как Казимир Малевич, Павел Филонов или Василий Кандинский — в недосягаемую высь? Ответ обещает дать новый проект Пушкинского музея, который расскажет о взаимодействии европейских и русских художественных течений в эпоху становления авангарда и модернизма.

«Пермские боги»

Нижний Новгород, Нижегородский государственный художественный музей. До 9 мая.

Проект в Манеже в Нижегородском кремле приурочен к 300-летию Перми и включает в себя 74 деревянные скульптуры XVII — начала XX века из фондов Пермской художественной галереи. Здесь можно увидеть не только резные фигуры Христа, святого Николая Чудотворца, херувимов и серафимов, но и узнать об их создании. А также — познакомиться с историей спасения, ведь добрая часть экспонатов — 396 из примерно 500 — были найдены и сохранены Николаем Серебренниковым, сыгравшим важную роль в развитии Пермской галереи, директором которой он был с 1925-го по 1949-й. Однажды Серебренников обнаружил деревянные храмовые скульптуры в старой часовне в селе Ильинском, и перед ним открылся целый мир. Во многом — необычный, ведь православная традиция не приветствовала объемные изображения святых. Выставка подробно останавливается на фигуре Серебренникова — человека, спасавшего церковное искусство в сложные годы. А также рассказывает о традиции размещения деревянных скульптур в церквях и часовнях. Например, их нередко облачали в одежды из бархата и парчи, которые меняли в зависимости от церковных праздников. Даже на старых черно-белых фотографиях фигура Христа, выполненная в человеческий рост, в настоящих одеждах, производит неизгладимое впечатление — и можно только гадать, как трепетали сердца прихожан, пришедших на службу в храм.

«Фальконье. Архитектура света»

Москва, Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева. С 7 апреля по 20 августа.

Стеклянные кирпичики, изобретенные швейцарцем Фальконье, стали одним из символов эпохи модерна: они не только служили элементом декора — давали красивый рассеянный свет, но и неплохо сохраняли тепло. Использовали их широко: от оранжерей до окошек в ванных комнатах — когда хотелось добавить естественного освещения, но при этом сохранить приватность. Стеклоблоки Фальконье были популярны и в России, где их, как и в других странах, выпускали по патенту. Однако штучный ручной труд — а каждый кирпичик выдувался, а потом обжигался в печи — со временем проиграл массовому производству, и технология оказалась забыта. Тем не менее, в 2021 году стараниями Музея архитектуры и петербургского экспериментального производства NWGlass.lab ее все-таки удалось возродить, и на выставке во флигеле «Руина» зрители смогут увидеть новые разноцветные кирпичи с клеймом «МУАР». Будут и исторические экспонаты: от российских, в том числе конца XIX века, до привезенных из-за рубежа. В целом, покажут более 100 предметов, причем, музей надеется привлечь внимание к теме сохранения и реставрации стеклянных кирпичей Фальконье.

«С берегов Нила до берегов Камы»

Москва, Государственный музей Востока. С 5 апреля по 28 мая.

Выставкой древнеегипетского искусства столичных зрителей не удивишь, но этот проект во многом необычен. Прежде всего, примечательна история двух мумий, оказавшихся в 1920-м в фондах Пермской государственной художественной галереи. Эти артефакты поступили из Паноптикума — театра-музея, «гастролировавшего» по стране и развлекавшего (а заодно и просвещавшего) аудиторию. Правда, до конца непонятно, какими именно путями древние мумии прибыли в Россию. Возможно, их приобрел еще в начале XX века хозяин Паноптикума — в одной из антикварных лавок Луксора или Каира. А, может быть, покупателем был купец из Перми, решивший пополнить свою коллекцию. Как бы то ни было древнеегипетским «гостям» повезло, и они не сгинули в послереволюционном вихре, а оказались в музее. С тех пор их показывали зрителям лишь дважды, а в 2021 году отправили в Москву на реставрацию. Заодно тщательно исследовали: радиоуглеродный анализ показал, что мумии принадлежали египтянам, жившим в III и I веках до нашей эры. А вот саркофаги оказались более древними — датировку одного из них перенесли на 700 лет назад: в XI-VIII века до н.э. Исследованию этих артефактов посвящен документальный фильм Дмитрия Завильгельского «Мумии возвращаются», который покажут на выставке. Еще зрители увидят саркофаги и картонажи. А сами мумии после завершения проекта вернутся на берега Камы, в экспозицию Пермской художественной галереи.

«Запечатленный свет»

Екатеринбург, Екатеринбургский музей изобразительных искусств. До 6 мая.

Еще один важный проект, обращенный к русскому изводу импрессионизма — причем на уникальном материале: более ста предметов из собраний Нижегородского государственного художественного музея и Екатеринбургского музея изобразительных искусств. НГХМ пожертвовал вещи из постоянной экспозиции, а заодно — некоторые полотна, которые раньше не выдавал в региональные музеи. В свою очередь ЕМИИ показывает многие экспонаты впервые после реставрации. Выставка охватывает полвека: от 1880-х до 1930-х. Можно увидеть работы Валентина Серова и Константина Коровина — самых ярких представителей русского импрессионизма — и, например, Сергея Виноградова: чуть менее известного, но крайне талантливого, а еще прекрасно разбиравшегося в искусстве и повлиявшего на вкусы коллекционеров Морозовых. Чуть меньшую роль импрессионизм сыграл в творчестве Константина Юона, Виктора Борисова-Мусатова, Аркадия Рылова, Бориса Кустодиева. А ведь были еще имена, сегодня почти забытые, но тоже испытавшие влияние французских мастеров: Николай Мещерин, Василий Мартынов, Константин Горбатов, Николай Кузнецов… Кстати, нынешняя выставка — первая совместная экспозиция двух институций: в этом году к радости зрителей запланировано еще пять взаимных проектов.

«Владимир Любаров. Коля видит третьим глазом».

Москва, галерея Artstory. С 20 апреля по 30 июля.

Поклонники художника ликуют: выставка в галерее Artstory обещает новое погружение в любаровскую вселенную, населенную узнаваемыми типажами — могучими дамами и их несуразными кавалерами. Здесь дерутся и милуются, пьют и веселятся, смотрят на луну и летают по небу, как шагаловские герои. Нехитрый деревенский быт и колоритные персонажи — то ли философы, то ли юродивые — так впечатлили москвича Любарова, переехавшего в 1991-м в Перемилово Владимировской области, что он посвятил им свои «картинки». И хотя обитатели деревни давно отошли в мир иной, а Перемилово заселили дачники, художник продолжает рассказывать нам об этом утраченном рае.

Элизиум, правда, немножко странноватый, зато не скучный: по небу летают не только люди, но и коровы, у некоторых обитателей деревни открывается третий глаз, а другие не чураются общения с пришельцами. Нравы здесь совсем просты, а люди суровы — могут, и бутылку зубами открыть — зато на редкость обаятельны. И, главное, изображены с любовью. Но при этом абсолютно самобытны. Как, впрочем, и сами работы: подзаголовок выставки уточняет, что зрители увидят «Картины маслом отечественного производства».

«Бубновый валет»

Казань, Галерея современного искусства ГМИИ РТ. До 15 октября.

Выставка составлена сплошь из шедевров, принадлежащих ГМИИ РТ — не пришлось обращаться к другим институциям. Картины представителей самого хулиганского отряда авангарда — объединения «Бубновый валет» — попали в Казань в 1920 году, когда советская власть озаботилась созданием музеев за пределами столиц. К тому времени само объединение уже распалось: взлет его был ярким, но коротким: с 1911-го по 1917-й. А бывшие соратники — Михаил Ларионов, Давид Бурлюк, Василий Кандинский, Петр Кончаловский, Илья Машков — разъехались кто куда. Первые трое, как известно, оказались за границей, последние — остались в России. На выставке можно увидеть как раннего Ларионова — его работа «Провинциальная франтиха» хорошо знакома столичным зрителям — так и Машкова, со временем эволюционировавшего в сторону советских канонов, но не растерявшего свой талант. Увлечение русским лубком и заграничным футуризмом, эстетикой плакатов и находками Сезанна — все это вылилось в самобытное явление, которое пронеслось по художественному небосводу, как беззаконная комета, оставив яркий след.

«На языке правил и исключений. Наука и искусство»

Москва, Еврейский музей и центр толерантности. С 4 апреля по 2 июля.

Выставка, соединяющая творческий порыв и научную скрупулезность, готовится совместно с Политехническим музеем. Она покажет, как на протяжении истории взаимодействовали два метода описания мира — которые не только отрицали друг друга, как привык современный зритель, но и порой сливались воедино. Например, в работах великого Дюрера, писавшего научные трактаты и изображавшего на гравюрах составленный им магический квадрат. Зрители увидят не только божественного Альбрехта, но еще и Рембрандта, Питера Брейгеля Младшего, Жоржа Сёра, Казимира Малевича и Павла Филонова. А также современных авторов — от Билла Виолы до Андрея Бартенева: в целом, покажут более 80 произведений плюс шесть интерактивных объектов. Россыпь работ, охватывающая путь искусства длиной в 500 лет, будет распределена по разделам, посвященным разным наукам — от астрономии до географии. В общем, и физики, и лирики в этот раз останутся довольны.

«Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»

Санкт-Петербург, Государственный Русский музей. До 29 мая.

Наталия Опалева — известный и уважаемый коллекционер: благодаря ее меценатству в центре Москвы открыт Музей AZ. И хотя создавался он как посвященный Анатолию Звереву, на выставках можно увидеть разных художников — и шестидесятников, и наших современников. Так что с отдельными работами из собрания Опалевой публика знакома, однако «премьеру» коллекции устроили только сейчас, причем, не в Москве, а в Петербурге — в Мраморном дворце Русского музея. И теперь публика может убедиться, что собрание это — крайне представительное, а Зверев — лишь один из его бриллиантов.

Кстати, на самой выставке работ Анатолия Тимофеевича немного, и это сплошь абстракции. Но открывает выставку даже не Зверев — хотя его работы висят в первом зале — а самый молодой участник, Платон Инфанте, чью видеоинсталляцию можно увидеть у входа на выставку. Платон — давний участник проектов Музея AZ, как и его знаменитые родители — художники Франциско Инфанте-Арана и Нонна Горюнова. Их работы, кстати, завершают экспозицию, словно замыкая круг. Двигаясь к ним, зритель проходит заявленный в названии путь: от абстракции к фигуративным вещам и артефактам, погружаясь во вселенную, параллельную советской реальности: тот культурный и ментальный «пузырь», который создали себе художники. Надо сказать, все вещи — высокого качества. Большие метафоричные работы Дмитрия Плавинского и апокалиптические фантазии Николая Вечтомова; прекрасные лаконичные абстракции Риммы Заневской (первой жены Генриха Сапгира) и предвещающие катастрофу картины Петра Беленка; нежный муаровый Борис Свешников и неожиданно импрессионистский Оскар Рабин. Остается только гадать, выложила ли Наталия Опалева все «козыри», или зрителей ждет еще много приятных сюрпризов.

Фотографии: Дмитрий Плавинский «Мираж в Эгейском море», 1997, предоставлено пресс-службой проекта. На анонсе: «Долгое ожидание», 2015 г., фото предоставлено пресс-службой галереи Artstory.