На полярных морях и на южных: выставка «На абордаж!» в Музее Мирового океана

Татьяна ФИЛИППОВА

03.03.2023

На полярных морях и на южных: выставка «На абордаж!» в Музее Мирового океана

В Калининграде открылась выставка, рассказывающая об эволюции оружия, которое шло в ход в морских сражениях. Куратор выставки, старший научный сотрудник музея Лариса Емельянова рассказала «Культуре», почему организаторы старались как можно дальше уйти от пиратской темы.

— Лариса Леонидовна, при слове «абордаж» в памяти невольно всплывают истории из «Хроники капитана Блада» и кадры из «Пиратов Карибского моря». Как возник этот выставочный проект, довольно неожиданный для вашего музея?

— Слово «абордаж» часто ассоциируется с пиратством, но мы не о пиратах рассказываем, ни в коем случае. Абордажный бой — это часть истории морских сражений.

Хотя мы музей, который рассказывает о природе Мирового океана, но у нас есть объект, который заставляет нас говорить и на эту тему. Это подводная лодка Б-413, входившая в состав советского и российского флота с 1968 по 1999 год. С момента постановки подводной лодки — а это случилось в 2000 году — военно-морская тема всегда присутствует в нашей работе, мы регулярно делаем выставки, посвященные российской военно-морской истории.

Как всякий музей, мы ведем комплектование наших коллекций, связанных с этой темой. Применительно к выставке «На абордаж!» это коллекция морского оружия, в которую входят абордажные топоры, пики, шпаги, сабли, палаши и тесаки. Образцов холодного клинкового, длинноклинкового и короткоклинкового оружия в истории флотов мира очень много, мы не один год собираем свою коллекцию морских клинков, и вот сейчас наконец решили представить ее на суд посетителей.

Мы делаем эту выставку не одни, а совместно с Тульским государственным музеем оружия. Тульский музей привез нам огнестрельное оружие, которое производилось для флота. Есть у них и несколько образцов холодного клинкового оружия — например, морская офицерская сабля или матросский абордажный палаш, выпущенный в XIX веке. Но большая часть предметов холодного клинкового оружия — это наши предметы, накопленные за тридцать лет существования музея.

При подготовке этой выставки мы сотрудничали не только с Тульским музеем, но и с Музеем кино — отправили туда нашу выставку, которая будет экспонироваться в летний период, а Музей кино представил нам совершенно потрясающий материал — эскизы к фильмам о знаменитых русских флотоводцах, которые мы сейчас воспринимаем как исторические. Это картины «Адмирал Нахимов» Всеволода Пудовкина, «Адмирал Ушаков» Михаила Ромма и «Корабли штурмуют бастионы» — вторая часть кинодилогии, посвященной адмиралу Федору Федоровичу Ушакову.

Кроме нарезки из этих фильмов, войти в тот исторический план, о котором мы рассказываем, помогают гравюры. Мы запросили цифровые изображения гравюр из Государственного Эрмитажа, Государственного исторического музея, Центрального Военно-Морского музея. Прекрасную работу прислал нам Калужский музей изобразительных искусств. Мы уже давно наладили межмузейное сотрудничество, и репродукции, которые наши коллеги прислали нам для этой выставки, удачно дополнили наш оружейный материал интересными сюжетами. Например, у нас есть копии гравюр Алексея Зубова, это известный гравер Петровской эпохи, он показал участие Петра I в абордажных боях.

— Как вы построили экспозицию, у вас все в витринах или есть какой-то интерактив? Можно ли взвесить на руке абордажный топорик?

— Да, мы сделали специальные муляжи — абордажный топор и пику, сделали «кошку» — копию археологической абордажной «кошки» XIII века, которая есть в нашей коллекции. У нас есть своя археология каспийских морских сражений того времени, и мы выкладываем находки, сделанные морскими археологами и переданные в наш музей. И конечно же, везде присутствуют парусники, потому что абордажный бой — это в первую очередь бой во времена гребного и парусного флота. И если мы показываем, допустим, шпаги — в Европе они существовали три столетия, начиная с XVI века, — на гравюрах будут французские парусные корабли. Показываем сабли — фоном служат изображения английских парусников.

Для детей мы подготовили игру в интеллектуальный «морской бой». Пройдя по выставке, они много узнают, потом мы предлагаем им разбиться на две команды и сыграть в игру на знание морской темы.

— Пиратскую историю вы полностью исключили? Не вспоминаете ни Моргана, ни Дрейка, ни «золотой век» пиратства?

— Пираты у нас есть, мы нашли карту пиратских нападений, которые зафиксированы в 2012-2013 годах, и зоны Мирового океана, где эти нападения осуществлялись. Зоны небезопасного мореплавания.

— То есть современные пираты.

— Да, к сожалению, абордаж существует и сегодня. Лейтмотив выставки такой: история человеческих цивилизаций — это история военных конфликтов. Но завершаем мы нашу выставку живописным изображением спокойного, мирного моря. Очень хотелось бы, чтобы войн было меньше.

— Есть ли у вас любимый экспонат на этой выставке?

— У меня лично любимый экспонат — это шпага конца XVIII — начала XIX века, наполеоновской эпохи. Когда Наполеон пришел в Египет, он создал Институт по изучению Египта, туда отправлялось из Франции огромное количество ученых. Как известно, Египетский поход Наполеона повлиял на зарождение современной египтологии — до наполеоновской военной экспедиции никто не занимался изучением исчезнувшей цивилизации. У нас есть шпага, которая принадлежала офицеру вот этого Института по изучению Египта. Очень редкий экземпляр. На эфесе этой шпаги в оригинале изображен египетский сфинкс. И вот этот отсыл к французской истории и одновременно — к истории Древнего Египта производит на меня впечатление. 

Фотографии: Виталий Невар / ТАСС; на анонсе: предоставлена Музеем Мирового океана