Родионовские бабушки: выставка «Чудолесье» в галерее ARTSTORY

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

05.01.2023

Родионовские бабушки: выставка «Чудолесье» в галерее ARTSTORY

Проект художника Евгения Родионова переносит зрителей в сказочную повседневность с элементами абсурда.

Галерея ARTSTORY предлагает зрителям совершить необычное путешествие в новогодние праздники. В ее залах в Старопименовском переулке открылась выставка «Чудолесье»: авторский проект вологодского художника Евгения Родионова, в творчестве которого лубочная эстетика соединяется с канонами комикса, причем совершенно особым образом. Те, кто следят за работами Родионова, знают, что в его вселенной гротеск сосуществует с мягким юмором, а ирония оттеняется абсурдом.

Первое, что поражает в картинах, — вавилонское смешение дискурсов, стилей, языков, эпох. Главные героини работ, показанных в ARTSTORY, — бабушки. Почти архетипические персонажи — прошедшие закалку трудностями жизни, но по-прежнему энергичные и боевитые. Художник словно напоминает об укоренившемся стереотипе: многие считают, что Россия — женская страна. По крайней мере, именно бабушки на его картинах играют на гигантской тубе («Ты дуешь, Фрося жмет, и оп — музыка»), возятся в огороде («Так! Господа — помидоры и огурцы! Минуту внимания!») и, как советские управдомши, подозрительно глядят на собеседника: «Ну-ну». Текст — неотъемлемая часть картин Родионова, задумывавшегося о карьере писателя, но в итоге выбравшего художественную стезю. Причем в этих текстах «коллективное бессознательное» нередко чередуется с образцами советского официоза, и получается еще больший абсурд. Одна из его старушек жизнерадостно играет на трубе: «Чтобы громко, чтобы о-го-го!» Другая вопрошает персонажей мультфильма «38 попугаев»: «Шапки надели?» Третья ругает товарку, решившую нырнуть в кроличью нору: «Куда без очереди?» Ну а «вишенкой на торте» выглядит картина с надписью: «Дружные поганки, как правило, менее поганы».

— Евгений Родионов взял за основу народное искусство и максимально его актуализировал, — рассказала «Культуре» искусствовед Анна Апресян. — А еще интегрировал в изображение текст, который зачастую сбивает с толку, но при этом добавляет смысловые уровни. Кроме того, художник обращается к вещам, актуальным для многих — к темам взаимоотношений или осознания окружающей действительности. И, самое любопытное, его работы цепляют зрителя, вовлекают его в происходящее. Мы тоже этому посодействовали. Одна из картин посвящена крику как выплеску эмоций. Мы разместили рядом авторскую наклейку, на которой написано: «Место для крика». Это побуждает человека стать частью произведения.

Сам художник предлагает зрителю включиться в процесс разгадывания, ведь в его картинах много намеков и перекличек. Впрочем, от однозначных трактовок автор открещивается: «Я понял, что правильных ответов может быть много, а неправильных — еще больше». А все потому, что творчество для него — волшебство и алхимия, а не строгая математика, где все просчитано. Сказку нельзя препарировать, словно лабораторную лягушку: «Мир на картинах — Чудолесье, таинственный заповедник, — объяснил Родионов журналистам. — И, как в любом заповеднике, жизнь здесь протекает естественным образом. Вам может показаться, что местами она похожа на нашу жизнь, но это иллюзия. И если мы будем все принимать за чистую монету, мы только отдалимся от истины. Как художник я нахожусь примерно в одинаковой ситуации со зрителями, потому что для меня карта Чудолесья открывается постепенно. Я сам не всегда понимаю происходящее».

В общем, Евгений Родионов намекает: искусство — вещь в себе, даже если она до абсурда похожа на нашу жизнь. Остальное додумывайте сами. Уходит он и от вопроса на тему любимых художников. Единственное, соглашается дать своим работам определение «родионовская живопись».

— Можно сказать, что кроме лубка он вдохновляется Анри Руссо, отсюда — дикие животные на картинах, например обезьяны, — рассказала «Культуре» Анна Апресян. — На выставке есть работа, изображающая картавого тигра, который вместо рычания издает звук «Л-л-л-л». Композиционно и сюжетно она похожа на картину Руссо. Но поскольку сам художник абстрагируется от искусствоведческих параллелей, остается верить его словам — что он не помнит, как появились эти животные. Они просто оказались во вселенной его работ. Самое главное — Евгению Родионову удалось создать целый мир и выстроить определенную мифологию. Его работы связаны друг с другом: зритель, переступающий порог галереи, попадает в альтернативную реальность, продуманную до мелочей. Это подробный рассказ о Чудолесье — месте со своим узнаваемым ландшафтом и героями. Родионова невозможно перепутать с другими художниками, хотя картины авторов, вдохновляющихся лубком, нередко похожи. Вообще эта выставка — глоток свежего воздуха. Ведь сейчас хочется поймать ощущение праздника — начало чего-то совершенно нового. И выставка Евгения Родионова — своеобразный портал в праздничное настроение.

Фото предоставлены пресс-службой галереи ARTSTORY