Реформы Петра Великого. Духовная составляющая

Екатерина ГИНДИНА, Санкт-Петербург

18.07.2022

Реформы Петра Великого. Духовная составляющая

В Музее истории религии открылась выставка «Петр Великий. К 350-летию со дня рождения» — история о взаимоотношениях первого российского императора с церковью и о духовной составляющей его реформ.

Одна из центральных тем — реформа церковного управления. Именно управления, ибо Петр I, оставаясь религиозным человеком, не касался догм. Просто посчитал себя вправе использовать на благо государства все имеющиеся в наличии ресурсы. В том числе авторитет церкви.

«Это очень старый спор между светской и духовной властью. В рамках одного государства сосуществуют два лидера: лидер светской власти — монарх, самодержец, и лидер духовной власти, в нашем случае патриарх, — рассказывает куратор выставки, научный сотрудник Музея истории религии Владимир Безродин. — Естественно, что монарх по духовным вопросам не может не подчиниться патриарху. С другой стороны, патриарх живет на территории государства и должен следовать его законам».

Петр Великий был не первым русским царем, пожелавшим разрешить это противоречие, его предшественники не раз пытались утвердить примат «царства» над «священством». Иван Грозный, к примеру, позиционировал себя как живого наместника Бога на земле, ссылаясь при этом на апостола Павла, писавшего: «Всякая душа да повинуется владыке, власть имеющему; нет власти, кроме как от Бога: тот, кто противится власти, противится Божьему повелению». Алексей Михайлович, отец Петра I, выступал не столь радикально, но и он не постеснялся устранить неугодного ему патриарха Никона. Его сын, будучи практиком, решил вопрос кардинально. Созданный им Святейший правительствующий синод стал, по сути, структурной калькой с правительствующего Сената — одной из коллегий, органом, подчиняющимся государю императору.

На выставке в Музее истории религии можно увидеть портреты главных действующих лиц этого своеобразного переворота. Среди них Феофан Прокопович, главный идеолог петровских преобразований, и Стефан Яворский, ставший после смерти патриарха Адриана блюстителем патриаршего престола, а затем президентом духовной коллегии (и присягнувший на верность Петру Великому). И тот, и другой сыграли свои роли с блеском, поддержав императора всей силой своих талантов, авторитета и эрудиции.

Есть в экспозиции и портрет патриарха Адриана, фигуры не менее интересной. Как рассказывает Владимир Безродин, Адриан в целом поддерживал реформаторские идеи молодого Петра I, но по ряду вопросов с ним спорил: в частности, он отказался принять постриг первой супруги царя Евдокии Лопухиной, пытался заступиться за стрельцов после подавления Стрелецкого восстания 1698 года. В то же время царь обсуждал с ним уровень российского образования и свои реформы в области просвещения, прислушивался к его мнению.

Очевидно, что Петр Великий понимал и ценил образовательную функцию церкви. Ему нравилось, когда в храмах звучали проповеди, объясняющие основы Священного писания и… подкрепляющие надлежащими примерами его собственные преобразования. Не случайно в соборах Петровской эпохи (например, в Петропавловском соборе, в Петербурге) появляются кафедры, элемент для православных церквей нехарактерный.

Да и сами храмы нередко становятся напоминанием о том или ином историческом событии. Полтавская битва произошла в день памяти Сампсония Странноприимца? Через несколько лет после этого события в Петербурге, на Выборгской стороне был основан Сампсониевский собор. Оба крупных морских сражения Северной войны, Гангут и Гренгам, случились в день памяти святого Пантелеимона Целителя? Уже после первого из них заложена Пантелеимоновская церковь. На выставке можно увидеть, как эти храмы выглядели 300 лет тому назад и как выглядят сегодня.

Двигаясь дальше, легко убедиться в том, что Петр I опирался на авторитет церкви на протяжении всех лет своего правления, от начала и до конца. Так, портрет Митрофана Воронежского, главы Воронежской епархии, напомнит о том, как зимой 1695–1696 года строился гребной флот для взятия крепости Азов. Именно Митрофан освятил тогда первый русский боевой флаг. Каким он был, сказать сложно, потому что в это время, на рубеже XVII–XVIII веков, царь еще экспериментировал с символикой. Мы знаем, что военно-морской флаг — белое полотнище с синим андреевским крестом. Однако на гравюре Адриана Шхонебека, первого из мастеров гравюры, приглашенных Петром в Россию, мы видим сочетание андреевского креста и… современного триколора.

Окончательный, привычный нам вариант флага запечатлен на иконе Андрея Первозванного. Она была написана много позже петровского времени, в 1907 году, но вошла в состав выставки — в раздел, посвященный русской наградной системе.

Известно, что до Петра I российские монархи награждали своих подданных деньгами, землями и прочими полезными дарами. Петр же ввел европейскую систему орденов, берущую свое начало со времен Крестовых походов и орденской системы крестоносцев. «Постепенно эти рыцарские духовные ордена трансформировались, и у светских правителей появились свои орденские организации (ведь орденом не награждали, в орден принимали), — рассказывает Владимир Безродин. — Причем назвать их могли по-разному — Орден Подвязки, Орден Почетного легиона… Однако Петр I привязал российскую наградную систему к религиозной традиции». Музей истории религии представляет три самых первых русских ордена — те, что были основаны самим Петром I или по его замыслу. Это ордена Андрея Первозванного, Святой Екатерины и Святого Александра Невского (самих наград на выставке нет, зато есть иконы соответствующих святых и портреты награжденных).

Специальный раздел посвящен Александру Невскому, одному из покровителей Санкт-Петербурга, петровского Парадиза. Тут и икона, на которой он изображен в воинском одеянии и горностаевой мантии (до петровского времени князя изображали в монашеской одежде). И гипсовый рельеф «Перенесение мощей святого Александра Невского в Петербург» — макет фрагмента южных врат Исаакиевского собора, выполненный Иваном Петровичем Витали в середине XIX столетия. Его окончательную версию можно увидеть, осмотрев сам собор, а еще один из вариантов — на выставке «И мореплаватель, и плотник» в Русском музее.

Всего на выставке представлено более 110 экспонатов (это иконы, живопись, гравюра, скульптура, реконструкции мундиров солдат Семеновского полка, «Указ Петра I о наследниках и клятвенное обещание» и многое другое). Среди этих памятников и весьма эффектные (такие как икона «Богоматерь Черниговская-Ильинская» с планом Азовской битвы), и те, что требуют вдумчивого изучения («Духовный регламент»). Однако интереснее рассматривать экспозицию не как мозаику, сложенную из отдельных вещей и фактов, а как цельную историю.

Во все времена находились те, кто критиковал Петра I за практический, протестантский подход к церковным вопросам. И, да, выставка в Музее истории религии показывает его именно таким — практиком, направлявшим все силы, в том числе церковные, духовные, на решение конкретных государственных задач. Делавшим это иногда импульсивно, но все же последовательно, смело, талантливо и жестко. 

Фотографии предоставлены пресс-службой Музея истории религии