Без страха и отчаяния: художник Марина Звягинцева помогла зрителям избавиться от негативных эмоций

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

11.07.2022

Без страха и отчаяния: художник Марина Звягинцева помогла зрителям избавиться от негативных эмоций

Арт-акция «Утопи свои печали» прошла в Москве на пирсе «Лодочной станции».

Жаркий летний вечер. Около пирса «Лодочной станции» в Нагатинском затоне крякают утки, трепещут нежные кувшинки. На берегу собралась толпа — она ждет перформанса, который даст старт арт-акции Марины Звягинцевой «Утопи мои печали». Лидер российского паблик-арта известна зрителям по многим работам — от «Карты памяти» во дворе ЦТИ «Фабрика» до проекта ARTерия в Морозовской больнице, где художники под руководством Звягинцевой украсили новый корпус современным искусством. С недавних пор Марина обратилась к новому формату работы — однодневным акциям, неожиданным и эфемерным: после которых не остается ничего, кроме впечатлений зрителя. Такой была выставка-перформанс «Рой страхов» — здесь же, в кафе «Лодочной станции», когда публика смотрела картины среди жужжащих пчел. Или акция этой весны — «Доставка эмоций»: благодаря дронам произведения Звягинцевой смогли увидеть жители верхних этажей многоэтажки.

— Мы живем в турбулентное время, и нам трудно приспособиться, понять, что мы чувствуем. Есть такой термин «алекситимия»: когда человек не может вербализировать свои эмоции. Мы что-то ощущаем, но не знаем точно — печаль это, тревога или фрустрация. И мне показалось, что людям надо помочь: как художник я могу визуализировать чувства. При этом негативные эмоции обычно ассоциируются с некой тяжестью — как говорят, камень на душе. И я решила покрасить камни с помощью авторской техники биотипии — так, чтобы одни символизировали депрессию, другие — тревогу, третьи — печаль. И если выкинуть их, можно избавиться от тяжести на душе, — рассказала журналистам Марина Звягинцева.

Камни с разноцветными разводами лежат в специальных контейнерах на берегу. Рядом — таблички с пояснениями. Оранжевые камни — это ярость, гнев, раздражение; синие — печаль, тоска, меланхолия. Фиолетовые — депрессия, отчаяние и одиночество. А скромные неокрашенные — скука, фрустрация и апатия. Все арт-объекты экологически безопасны — художник использовала краску для керамической посуды. Но прежде чем запустить камешек в реку (Марина Звягинцева предупреждает — это лучше делать аккуратно, поскольку рыбы не любят громких звуков), нужно подписать соглашение о расторжении отношений. Речь идет о негативных эмоциях: «Считаю, что дальнейшая совместная жизнь и отношения невозможны. Мной принято решение об одностороннем отказе от совместно нажитого имущества, включающего в себя боль и горечь».

— Если негативная эмоция однажды вернется к человеку, он может сказать: «Нет, между нами все кончено, подписан договор». Для меня как для художника — это арт-акция, а для зрителя скорее — арт-перформанс, потому что он сам становится его участником. Вообще меня поразило, что во время одного интервью к нашей беседе подключили психотерапевта, которая прокомментировала процесс расставания с эмоцией. И сказала, что с эмоцией надо обязательно поговорить. Мне кажется, когда люди выбирают для себя камень, они как бы налаживают с ним связь. Так что мы на правильном пути. Я, конечно, не психолог, но большой эмпат — как и все художники. Во время работы над проектом для Морозовской больницы мы показали свои эскизы психологам. И они спросили: «У вас в команде есть психологи?» Я ответила: «Нет, только художники». Они удивились: «А как же вы все чувствуете?» На самом деле мы обостренно воспринимаем происходящее вокруг нас. И пытаемся канализировать свои эмоции, выплеснуть их в творчество. Я предлагаю зрителям сделать то же самое, пойти по моим стопам. Совершить творческий акт: выбрать эмоцию и попрощаться с ней. Конечно, выкинуть арт-объект в воду — маленький подвиг. Но нам всегда жаль расставаться с эмоциями: даже с негативными, ведь они — часть нас. И оторвать их от себя очень трудно, — пояснила журналистам Марина Звягинцева.

И вот начался перформанс: актеры в черном — Иван Горячев и Юнона Захарьева, участвовавшие ранее в паблик-арт проекте Марины Звягинцевой «Притяжение» в парке «Царицыно» — показали небольшой спектакль об отношениях. О том, как тяжело, когда близкий человек оказывается во власти разрушительных чувств, когда отвергает твою помощь, и как важно не опускать руки и пытаться достучаться до него. В финале актеры открыли портал — дверь, специально установленную на пирсе, — и первыми бросили через нее камень.

«Я хотела обязательно задействовать воду — ведь я работаю в технике биотипии, пишу на воде, и для меня вода — сакральный медиум: она все время движется и поглощает негатив, который мы испытываем. Чтобы было понятно, куда бросать камень, мы установили портал — дверь в бесконечность. И актеры во время перформанса открыли его и показали, как нужно избавляться от негативных эмоций», — рассказала журналистам Марина Звягинцева.

А потом уже на пирс вышли зрители. Каждый бросил выбранный камешек — кто-то задумчиво, а другие — легко и с удовольствием. И едва все успели вернуться на берег, как небо прорезали молнии, а легкий дождик перешел в ураган, ломающий ветки деревьев. Гости, укрывшиеся в кафе, с удивлением наблюдали за бурей за окном — позже выяснилось, что шторм прокатился по всей Москве, а на соседней станции метро «Автозаводская» ветром унесло часть крыши. «Ладно дождь — мы читали прогноз погоды и ожидали его. Но этот шторм… Мы словно выкинули свой негатив в природу, и она нам ответила: «Ребята, я вас слышу», — рассмеялась Марина Звягинцева.

На арт-акцию пришли не только журналисты, но и зрители — купившие билет, чтобы бросить камень и расстаться с отравляющими жизнь чувствами. Похоже, терапевтический формат искусства оказался востребованным: ведь последние три года многим не удавалось перевести дух.

— Я открываю соцсети и читаю, что у людей депрессия, фрустрация, они не знают, куда двигаться дальше, — рассказала журналистам Марина Звягинцева. — Но я тоже нахожусь в подобном положении, и поэтому мы со зрителями — на одной волне. Правда, с негативными эмоциями мне помогает бороться искусство: пока я красила камни, половина плохих эмоций исчезла. Многие зрители пришли в этот раз, потому что увидели информацию и она их зацепила: они могут не знать, что такое биотипия и кто такая Марина Звягинцева, — им просто интересно. Это чистый паблик-арт — когда люди, не имеющие отношения к искусству, становятся частью твоего произведения. Я, конечно, не перформансист, но этот формат мне сейчас нравится. Короткие акции позволяют запечатлеть след времени. Не внешние события — они и так останутся в истории. А то, что происходит у нас внутри. Мне кажется, художник должен выступать как хроникер — записывать переживания, которые испытывают сейчас большинство людей.

Фотографии: Денис Трофимов. Предоставлены пресс-службой Марины Звягинцевой