Какие выставки смотреть в Москве в первый летний месяц

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

06.06.2022

Какие выставки смотреть в Москве в первый летний месяц

В столицу наконец-то пришло тепло, но выставочный сезон пока и не думает уходить на каникулы. «Культура» представляет пять экспозиций, которые нужно обязательно успеть увидеть в июне.

Валерий Кошляков. DOMUS MAXIMA

Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева, до 12 июня.

Валерий Кошляков — классик, который не нуждается в представлении. Его выставка открылась в начале марта — когда другие проекты отменялись или переносились — и по своему эффекту оказалась терапевтической. Парадная анфилада усадьбы Талызиных с высоченными потолками вместила в себя огромные полотна Кошлякова — оммаж или даже плач по классической европейской культуре. Из подтеков краски выступают контуры парижской Площади Согласия и Реймсского собора, фонтана Треви и Версаля. Кошляков пишет окна, через которые видны римские или парижские дали: эти вещи были созданы в разгар пандемии и, скорее всего, отражают актуальное на тот момент настроение художника. Но ведь можно взглянуть шире — и вспомнить Петра I, прорубившего для России окно в Европу. В центре одного из залов — обломки старинной мебели: материальные свидетельства ускользающей красоты, уходящей натуры. Завершают выставку изображения модернистских зданий, а также вполне мещанский уголок: с подсвечниками и журнальными столиками. И все это — от великого до смешного — наш огромный дом: Domus Maxima. Дом европейской культуры.

Олег Целков. Чужой

Московский музей современного искусства, до 10 июля.

Работы Олега Целкова часто появлялись на московских выставках, и забыть их было невозможно: яркий краски и брутальные физиономии, точнее, как называл их сам художник — «рожи». Тем не менее Целков, уехавший из России в 1977-м, так и не дождался ретроспективы на родине: в прошлом году мастера не стало. И вот — первая большая выставка художника, целых восемь залов: от ранних работ до уже зрелых, демонстрирующих изобретенный им визуальный язык — мощный и оглушающий. Можно долго спорить, о чем на самом деле картины Олега Целкова — об обезличенности толпы и потере человеком своей индивидуальности; о критике общественного устройства или о мистике, которая — несмотря на торжество прагматиков — пока не исчезла из нашего бренного мира. А эти «рожи» — очевидно, маски, но какие: карнавальные или посмертные? Играть тайнами бытия и не противопоставлять искусство массам, но соединять все это причудливым образом — особый дар Целкова. Засунутый советской властью в крошечный городок Кимры (художник в начале карьеры оформлял спектакли в местном театре), он все-таки выпорхнул в большую историю и сумел занять в ней свое место. Оставшись при этом инопланетным и — да — совершенно чужим.

Фамильные ценности

Музей AZ, до 14 августа

Франциско Инфанте, так же, как и другие представители этой знаменитой фамилии — сын Платон Инфанте и его супруга, Дарья Коновалова-Инфанте — участники многих проектов Музея AZ. И, кажется, это было вопросом времени — посвятить целую выставку известной творческой семье. Три этажа небольшого особняка изменились до неузнаваемости — что, впрочем, случается каждый раз, когда музей представляет новую экспозицию. Каких же «фамильных ценностей» придерживаются Инфанте? На первом этаже здесь рисуют — причем, все: представлены не только творения Франциско Инфанте, но и работы его талантливых детей и внуков. На третьем этаже показывают произведения Инфанте-старшего и его жены Нонны Горюновой: звездное небо над головой и противоположная ему стихия — земля. А на втором этаже танцуют под бодрый джаз — в компании огромной аллюзии на «Танец» Матисса: творение Платона Инфанте и Дарьи Коноваловой-Инфанте отсылает к еще одной ипостаси клана Инфанте — оказываются, все они невероятно пластичны. Причем, старшие поколения предпочитают твист или рок-н-ролл, а младшие — что-нибудь посовременнее. Убедиться в этом можно, посмотрев фильмы, которые тоже показывают на выставке.

Выставки в рамках юбилейной Фотобиеннале-2022

Мультимедиа Арт Музей, до 31 июля

В день рождения основательницы музея Ольги Свибловой на Остоженке стартуют сразу девять новых выставок. Вообще этот год — особенный для МАММ, ведь музей отмечает свое 25-летие. Основанный в конце турбулентных 90-х, он — несмотря нынешние сложные времена — продолжает удивлять зрителей. В этот раз здесь показывают работы фэшн-фотографа Дмитрия Булина, с удовольствием цитирующего классиков: от Питера Брейгеля Старшего до Леонардо да Винчи. Ностальгируют о недавней жизни европейских столиц — Москвы, Парижа, Вены — в объективе Игоря Мухина и о бурной богемной жизни 1980-х, запечатленной Сергеем Борисовым. Вспоминают о работах одного из первых послевоенных абстракционистов Валерия Юрлова. И, наконец, окунаются в поэтические «лунные» творения Леонида Тишкова. Герой его световой инсталляции «Частная луна» однажды обнаружил у себя на чердаке светящийся полумесяц, укрыл его одеялом, угостил яблоками и не захотел расставаться с ним. И тем самым бросил вызов самому Честертону, утверждавшему, что не бывает частной веры — как не бывает частной луны или солнца.

«Дуэль. От Божьего суда до благородного преступления»

Музеи Московского Кремля, до 14 августа.

Эта выставка должна была открыться еще в начале марта, однако геополитический кризис затронул и музейную сферу: ценные зарубежные экспонаты были попросту отозваны. А ведь среди участников первоначально числились британский королевский двор, парижский Лувр, мадридский Прадо и венский Музей истории искусств. В итоге выставку открыли только через два месяца — и своими силами. И хотя без европейской темы не смогли обойтись — в конце концов, традиции дуэли перекочевали в Россию из-за рубежа — экспонаты представили из отечественных музеев. Предметы, впрочем, весьма ценные: например, гравюры прославленного француза Жака Калло. На уровне смыслов выставка не слишком отступила от первоначального замысла: это рассказ о том, как аристократия, проникнутая рыцарскими идеалами, расплачивалась за оскорбление собственной жизнью; как с этим неупорядоченным насилием боролись церковь и государство и как монархи — будучи сами носителями рыцарских идеалов — не всегда охотно противостояли кровавой традиции. И все это крутилось вокруг сложного понятия чести, без которого, как писал Юрий Лотман, дуэль превращалась просто в ритуализированное убийство.

Основная фотография: Андрей Никеричев / АГН Москва. Фотография на анонсе предоставлена пресс-службой Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева