В столице Урала открылся Центр истории камнерезного дела

Светлана ТОЛМАЧЕВА, Екатеринбург

17.12.2021

В столице Урала открылся Центр истории камнерезного дела

Музейщики и меценаты Екатеринбурга решили по-новому взглянуть на историю уральского камнерезного искусства – теперь все желающие смогут не только посмотреть на шедевры современных мастеров, но и попробовать себя, например, в роли огранщика.

Центр истории камнерезного дела имени Алексея Денисова-Уральского открылся на улице Пушкина, недалеко от главной городской площади, в особняке 1872 года постройки. Таким образом, еще один памятник архитектуры XIX века стал доступным общественным пространством Екатеринбурга. Работа над созданием центра шла три года в рамках частно-государственного партнерства Екатеринбургского музея изобразительных искусств с компанией «ФОРЭС» и некоммерческой организацией «Фонд поддержки культуры и искусства семьи Шмотьевых», который заботится о продолжении традиций уральских камнерезов.

По традиции, тот, кто приезжает на Урал, интересуется историей уральских самоцветов и увозит с собой на память сувенир или украшение из камня. Но большинство екатеринбуржцев не сможет рассказать гостям из других регионов, как и почему город стал столицей камнерезного искусства, кто такой Денисов-Уральский, чьим именем названа одна из городских улиц и уж точно не отличит, к примеру, аметист от чароита. Чтобы пробудить интерес к историческому наследию прежде всего у жителей Екатеринбурга, где 270 лет назад была основана знаменитая императорская Гранильная фабрика, где создавались такие шедевры, как знаменитые малахитовые вазы для украшения Эрмитажа, пространство Центра постарались сделать максимально интерактивным. Можно покрутить ручку станка гранильщика и представить, как обрабатывали камень в XIX веке, или же шагнуть в забой, где добывалась руда, – музейная реконструкция дает возможность понять, насколько тяжелой и опасной была работа у горщиков и камнерезов.

В одном из залов центра всю стену занимает картина «Лесной пожар» знаменитого уральца Алексея Кузьмича Денисова-Уральского (1864–1926). Площадь полотна — двенадцать квадратных метров. «Лесной пожар» был создан для выставки в Петербурге 1911 года «Урал и его богатства», причем это был уже второй вариант картины, написанный художником взамен утраченного полотна.

История с первоначальным полотном вышла почти детективная. Денисову-Уральскому предложили отправить «Лесной пожар» на Всемирную выставку в Сент-Луисе, которая состоялась в Соединенных Штатах Америки в 1904 году. Из России туда повезли более шестисот произведений ведущих российских художников: Репина, Шишкина, Верещагина, Куинджи, Айвазовского, Рериха. Уральский художник и камнерез отобрал двадцать девять своих лучших живописных полотен, включая «Лесной пожар». Выставка прошла с большим успехом, Денисов-Уральский получил за нее Большую серебряную медаль и ждал возвращения коллекции домой. Но импресарио неправильно оформил таможенные документы, картины арестовали и выставили на аукцион. «Лесной пожар» выкупило семейство Бушей, одни из организаторов Всемирной выставки в Сент-Луисе. Полотно находилось в их доме до конца 1979 года. И только затем Фонд мира вернул его в СССР. Сейчас эта картина находится в Томском областном художественном музее.

«О Денисове-Уральском на Урале почти забыли, хотя его имя в начале XX века было так же хорошо известно, как и имя Фаберже. Он родился в семье потомственного горщика, семья могла позволить себе хорошее образование для Алексея — он отлично разбирался как в минералогии, так и в живописи. В 1903 году Денисов-Уральский купил в Петербурге магазин на Мойке, который ранее принадлежал придворному поставщику, ювелиру Эдуарду Шуберту. На полках можно было найти пасхальные сувениры из уральских камней, письменные приборы, печати. Торговали в магазине Денисова и ювелирными изделиями: он сам рисовал эскизы, по которым работали мастера. Сегодня его камнерезные и ювелирные работы атрибутировать очень сложно: на каменные изделия не ставилось клеймо. Денисов-Уральский, как и Фаберже, в огромных количествах производил анималистическую пластику — фигурки животных. И все, что сейчас продается без коробочек Фаберже, вполне могло быть сделано в мастерских уральца. Денисов прошел путь от екатеринбургского мальчика-огранщика камней до поставщика двора его императорского величества, семья Фаберже примерно тот же путь проделала за три поколения. О том, что Денисов активно насыщал ювелирный рынок в начале XX века, свидетельствуют документы парижского дома Cartier. В них приводятся факты о том, что за три с половиной года сотрудничества он поставил французским партнерам более сотни предметов из цветного уральского камня. Именно это сотрудничество с Cartier помешало Фаберже выйти на парижский рынок: все, что тот мог предложить клиентам из камня, уже поставлялось Алексеем Кузьмичом в бутики Cartier. По стечению обстоятельств сегодня магазин знаменитого французского ювелирного дома в Петербурге находится как раз напротив того особняка, где торговал Денисов-Уральский», — рассказала газете «Культура» Людмила Будрина, кандидат искусствоведения, доцент УрФУ, научный куратор экспозиции Центра истории камнерезного дела.

Но не только через погружение в историю сотрудники Центра хотят возродить интерес к камнерезному промыслу. В подвале особняка оборудована просторная современная мастерская, где дети и взрослые могут познакомиться с особенностями обработки цветного камня и под присмотром профессионалов выточить сувениры из поделочного камня, например из родонита. Организаторы надеются, что мастер-классы станут стартовой площадкой для тех молодых людей, которые хотели бы попробовать себя в камнерезном деле. В будущем предполагается организовать постоянные занятия со школьниками, чтобы те могли получить первичные навыки работы с камнем и подготовиться к поступлению в профессиональные учебные заведения. Ждут здесь и туристов: первые группы желающих попробовать себя в роли знаменитого Данилы-мастера придут на мастер-классы уже в новогодние праздники.