Ольга МИЧИ, фотограф: «Образ дикаря лучше продается на Западе, но мне хотелось показать, что мои герои вовсе не дикари»

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

31.08.2021

Ольга МИЧИ, фотограф: «Образ дикаря лучше продается на Западе, но мне хотелось показать, что мои герои вовсе не дикари»

В Музее Востока — выставка «Уязвимые. Африканский дневник».

Фотограф Ольга Мичи представила свои впечатления от экспедиций по Восточной Африке. На выставке можно увидеть портреты представителей разных этносов — хамар, масаи, мурси, самбуру: всего 35 фотографий, а также более 20 предметов искусства — от ожерелий до пластинок для нижней губы, — это лишь малая часть экспонатов, переданных Ольгой Мичи в дар Музею Востока. Чем живут сегодня африканцы, легко сочетающие национальную одежду с автоматами и мотоциклами, и что им угрожает — в интервью фотографа «Культуре».

— Снимки сделаны в «полевых» или студийных условиях?

— Мы создавали импровизированные студии — ставили палатки, натягивали черный фон и приглашали людей. Их было много, все хотели сниматься — буквально толкали друг друга, если я тратила на кого-то не несколько секунд, а минуту или две.

— Как выбирали героев и локации?

— Последние 10 лет ездила в разные племена и часто наблюдала одну и ту же картину: фотографы снимают местных жителей определенным образом — чтобы те соответствовали стереотипам, созданным в западном обществе. Ведь образ дикаря лучше продается. Для этого, например, раздевают женщин — чтобы они выглядели более примитивными, дикими. Есть деревни, жители которых стараются следовать этим стереотипам — надевают рога, украшения, делают рисунки на лице.

Мне хотелось показать, что мои герои вовсе не дикари. Поэтому решила найти обычных людей — и просто отразить их жизнь. На съемку просила взять то, с чем им хотелось бы предстать перед западным зрителем. Можно увидеть женщин с автоматами или бумбоксом, парней на мотоцикле, мальчика в майке Fly Emirates — в Африку приходит много гуманитарной помощи, в том числе одежда секонд-хенд. Или молодого человека в маске Бэтмена. Детский магазин собрал для нас пакет масок, мы их раздали и увидели, что одну маску надел парень с автоматом. Это выглядело аллегорично. Так, кстати, родился мой следующий проект — «Лицо божества»: о том, чему поклоняются современные люди.

— Устанавливать контакт помогали проводники?

— Конечно. Нужно, чтобы тебя привели к вождю племени и он тебя допустил. Тогда люди расслабятся и поймут: тебе можно доверять. В принципе, сложно первые два дня. Потом все идет по накатанной — появляется ощущение, что с местными жителями вы знакомы всю жизнь.

— Ваш проект называется «Уязвимые. Африканский дневник». Недавно вы показывали в рамках биеннале «Мода и стиль в фотографии-2021» проект «Уязвимые?» — с вопросительным знаком. Чем отличаются эти выставки?

— Изначально название «Уязвимые?» придумало немецкое издательство, которое предложило выпустить альбом с этими работами. Материал начали обсуждать еще до пандемии: проект я снимала два года, с 2017-го, и еще полгода занималась обработкой фотографий. Потом началась пандемия, протесты Black Lives Matter. И все чаще поднимался вопрос уязвимости. Мы привыкли считать африканцев представителями третьего мира. А я показываю людей, которые смотрят вам в глаза. И кто же из нас действительно уязвим? Может быть, мы — погрязшие в заблуждениях, стереотипах, испытывающие проблему самоидентификации?

— В рамках биеннале вы показывали не только Африку…

— У Ольги Свибловой был представлен весь проект — 119 фотографий. В том числе портреты представителей северных племен, а также жителей Мьянмы. В Музее Востока выставлен именно «Африканский дневник». Поводом стал мой дар музею — около 240 экспонатов. Я коллекционирую аутентичные вещи: во время экспедиций что-то покупаешь, вымениваешь или получаешь в дар. В какой-то момент я поняла, что не смогу сохранить эту коллекцию. Например, тыквы-горлянки очень хрупкие, и дома их невозможно сберечь — они разрушатся. Решила все передать музею. И портреты на выставке дополняют эти экспонаты.

— Когда вы в первый раз попали в Африку?

— Наверное, 12 лет назад в свой день рождения. Я активно увлекалась экспедициями и хотела встретить этот день в необычном месте. Так оказалась в ЮАР, оттуда поехала в Намибию, Ботсвану. Как говорится, была укушена африканской мухой… Изучение континента вылилось в профессиональную работу — съемки проекта «Экстремальный фотограф», фильмов «Масаи: из жары в холод» и «В тени больших деревьев».

Нынешний проект, мне кажется, получился успешным, потому что все сделано по любви. Мы старались, чтобы людям было комфортно на съемке, разряжали обстановку, вечерами сидели у костра, нянчили детей, пели песни, танцевали. Поэтому герои держатся так естественно.

— Случались ли опасные ситуации?


— Если в экспедиции происходит форс-мажор, значит, ты плохо подготовился. Работать над проектом было максимально комфортно. Сложности были только на Чукотке — из-за логистики, потому что Чукотка непредсказуема. Как говорится, тундра тебя либо пускает, либо отвергает. Случались дни, когда тундра нас не пускала, и несколько километров мы преодолевали за 9 часов. Попали в страшную пургу. Были даже моменты отчаяния. А вот в Мьянме съемки проходили легко, хотя все предупреждали нас об опасности. Когда ведешь себя по-человечески, к тебе относятся нормально. Перед поездкой мы договариваемся с гидами и проводниками, узнаем, что нужно привезти. Чукчи, например, просили палатки, ножи, генератор. Мы эти вещи заранее купили.

— Планируете продолжать проект или в условиях коронавируса это невозможно?

— Не собиралась создавать коллекцию портретов разных народов, я не этнограф. Выбрала лишь три локации, чтобы показать — эти люди живут в разных мирах, но у них больше общего, чем кажется на первый взгляд. Прежде всего, их существование в нынешнем виде находится под угрозой, и мне хотелось поднять этот вопрос. Но теперь тема для меня как исследование исчерпана, поэтому не планирую собирать дальше материал. Хочется уже вести другие диалоги и обратиться к другим исследованиям.

Выставка Ольги Мичи «Уязвимые. Африканский дневник». Фотографии предоставлены пресс-службой Музея Востока