Памятники города, собранные под одной крышей

Екатерина ГИНДИНА, Санкт-Петербург

25.08.2021

Памятники города, собранные под одной крышей

Петербургский Музей городской скульптуры открыл новую постоянную экспозицию.

Здесь в едином пространстве встретились монументы, которые в городе разведены по разным улицам и площадям — всем знакомые и совсем недавно установленные памятники (их модели). А также те, что существуют пока только в проектах. Оказалось, между ними гораздо больше общего, чем можно предположить, — тем, образов, метафор. Индивидуальность города (сильная, противоречивая, ветреная) проступает сквозь эпохи и стили, разные системы координат и личности.

Об экспозиции и о Петербурге рассказывает Надежда Николаевна Ефремова, старший научный сотрудник Музея городской скульптуры:

— Музей городской скульптуры — самый необычный музей. Я думаю, не только в нашей стране, но и в Европе аналогов ему нет. Он изучает, сохраняет, реставрирует произведения монументальной пластики, которые находятся в реалиях современного города, под открытым небом. Сохранение моделей памятников — тоже одна из задач. Модели участвуют в реставрации — на них сохраняется декор, какие-то пластические детали. Модели — замечательный экспонат для выставок.

Когда мы говорим, что монументальная скульптура — отражение, летопись города, это не только красивые фразы. Скульптура действительно вошла в его плоть. И те связи, которые не сразу заметны в городской среде, очень хорошо прослеживаются на нашей экспозиции. Мы постарались представить целый пласт исторических событий, параллелей. Это трудно было сделать в таком небольшом пространстве, но мне кажется, что у нас получилось и достаточно убедительно.

— Как построена экспозиция?

— В основе — тематическая линия, это не рассказ о том, как, развивалась монументальная пластика. Это попытка выявить связи, прямые и ассоциативные, показать, как памятники обогащают образную ткань города.

Мы очень внимательно и с большим уважением обрисовали петровское время. Первым скульптурным монументом в городе стал легендарный «Медный всадник», установленный на Сенатской площади при Екатерине II, — олицетворение дерзкой Петровской эпохи, наполненной всевозможными преобразованиями. Динамика, заложенная в этом монументе, стремление к преобразованиям, к преодолению всех трудностей, встречающихся на пути, — главный акцент нашей выставки. И собственно, выражение сути города Санкт-Петербурга, который до сих пор сохраняет это стремление.

Именно этот памятник задает вектор движения нашей экспозиции. И мы считаем этот прием важным, потому что все в биографии нашего города связано с движением. Мы бы очень хотели, чтобы зритель это почувствовал, перемещаясь по залам от одного сюжета к другому, вновь и вновь обращаясь к петровскому времени.

— Какие еще экспонаты отсылают посетителя к этой эпохе?

— Мы показываем современную отливку головы Петра I, сделанную по эскизу Мари Анн Колло, ученицы и помощницы Фальконе. Это редкая возможность рассмотреть лицо знаменитого «Медного всадника».

Мы представляем современную, очень экспрессивную работу Константина Симуна, которая называется «Петр I. В честь переименования Ленинграда в Санкт-Петербург». Этот проект был создан в 2011 году, но оказался столь необычным для своего времени, что так и не был реализован (скульптор предполагал установить памятник напротив «Медного всадника», на противоположном берегу Невы). Это очевидный парафраз «Медного всадника», но его экспрессивность — свидетельство нового времени, эхо тех событий, которые произошли в XX веке. Революционные катаклизмы, Великая Отечественная война, блокада… И не случайно змея, которую в классической версии растоптал конь, здесь ассоциируется с разорванным кольцом блокады… Мне кажется, это очень интересное произведение, которое заставляет нас еще раз обратиться к эпохе создания нашего города, ощутить его независимость, свободный дух…

Экспозицию дополняют графические изображения, которые фиксируют не только вид того или иного памятника в пространстве, но и передают ощущение времени. Например, мы показываем гравюры Петровской эпохи, изображающие празднования морских побед. Традиция отмечать победы салютами сопровождает и современный флот, поэтому работа Михаила Константиновича Аникушина «Слава», посвященная русскому флоту, звучит очень актуально в этом зале. И нам кажется, что она дополняет впечатление о бурной деятельности Петра I.

— Получается, что практически все экспонаты первого зала так или иначе связаны с эпохой Петра I?

— Петровское время — очень важный этап в развитии страны, города. Оно непосредственно связано с появлением скульптурных монументов в России. В Европе монументальная скульптура насчитывала уже не один век существования, а у нас не было памятников на площадях, улицах. Только петровские преобразования, мощные, невиданные по размаху, связанные со строительством нового города изменили ситуацию. Естественно, что на нашей экспозиции этой эпохе отведено много места.

Здесь можно увидеть авторскую модель памятника архитектору Доменико Трезини, построившему Петропавловскую крепость и Александро-Невский монастырь (этот монумент установлен не так давно на Васильевском острове, недалеко от Благовещенского моста, его создал скульптор Павел Игнатьев).

Есть модель памятника Святому Благоверному князю Александру Невскому, которого Петр I выбрал в покровители Петербурга (она участвовала в конкурсе, но не была воплощена). Это уместно, потому что образ святого покровителя города служит еще одним связующим звеном между эпохами.

Александро-Невский монастырь рассматривался Петром I как первый памятник героям войн. Он писал, что мечтает о создании пантеона у стен этого монастыря. И действительно, прах его сподвижника Шереметева был перенесен из Москвы и похоронен в Лазаревской усыпальнице. Много позже в городе появились замечательные памятники полководцам, модели которых у нас тоже представлены. Это фигуры фельдмаршалов Михаила Кутузова и Михаила Барклая де Толли, установленные перед Казанским собором. Это прекрасная романтическая работа современных скульпторов Яна Неймана и Ниязмурата Аннанурова — памятник князю, герою Петру Багратиону (его можно увидеть в Багратионовском сквере на улице Марата).

И, обратите внимание, на постаменте Александровской колонны — памятника победе над Наполеоном — мы видим барельефы, в которые вписаны изображения древнерусских кольчуг, щитов, шлемов. В том числе того, который, по легенде, принадлежал Александру Невскому, а сейчас хранится в Оружейной палате.

— Тема военных побед актуальна для монументальной скульптуры во все времена…

— Да, конечно. Мы показываем модель памятника Александру Суворову в образе Марса, созданного скульптором Михаилом Козловским. И рядом с ним — прекрасную гравюру, которая напоминает о первоначальном месте его установки на Марсовом поле (потом памятник перенесли ближе к Троицкому мосту). В соседнем зале — памятник «Ленинградцам, отстоявшим свой город». Это работа скульптора Евгения Ротанова, которая сравнительно недавно установлена на проспекте Мужества, неподалеку от Пискаревского кладбища. В ней представлены защитники города — горожане, ополченцы… Они стоят плечом к плечу и, поддерживая собой город, возносят его, как Атланты…

Хотя не только радость побед, но и горечь поражения нашла отражение в монументальной скульптуре. Пример тому – памятник матросам миноносца «Стерегущий». Они предпочли смерть позору плена, открыв кингстоны и затопив свой корабль, чтобы не сдать его врагу в одном из боев Русско-японской войны. Композиционно — это крест, в который вписан высокий барельеф. И это последний памятник, установленный в Петербурге перед Октябрьской революцией.

— В экспозицию включены модели двух скульптурных групп с Аничкова моста работы Петра Клодта…

— В эту сюиту из четырех скульптур тоже заложено ощущение преодоления, с которого мы начали наш разговор. Поэтому они здесь.

Кроме того, мы хотели напомнить, что для многих петербуржцев символическим моментом, ознаменовавшим Победу в Великой Отечественной войне, стала ночь с 1 на 2 июня 1945 года — когда укрытые от бомбежек в земле, в саду Дворца пионеров статуи Клодта при большом стечении горожан заняли свои исторические места. Это тоже было преодолением, почти невозможным, невероятным.

— Второй зал посвящен скульптуре ХХ века?

— ХХ и начала XXI века. О революционных событиях напоминают модели двух монументов — памятника В.И. Ленину у Финляндского вокзала и памятника «Жертвам 9 января».

Далее мы говорим о другом городе, который насыщен образами самых разнообразных людей. Это, конечно, деятели культуры, науки. Мы показываем модели памятников Михаилу Васильевичу Ломоносову, Ивану Сергеевичу Тургеневу, Николаю Алексеевичу Некрасову, Федору Михайловичу Достоевскому, Максиму Горькому, памятника Александру Сергеевичу Пушкину на площади Искусств…

— Здесь есть и модели неустановленных монументов?

— Да, мы представляем памятники, которые не нашли еще своего места в нашем городе. Среди них работа скульптора Ирины Ярошенко — памятник Анне Ахматовой (предполагалось, что он будет установлен в Шереметевском саду). Это очень интересное по пластике произведение, необычный образ, его отличает экспрессивность лепки, обнаженность не внешняя, но духовная. Это памятник Иосифу Бродскому скульптора Льва Сморгона. В его композиционном решении очень наглядно, пронзительно отражена беззащитность, ранимость поэта. Присутствие в нем камня, каменных ступеней — петербуржская тема…

И, помните, мы говорили о векторе движения. Слово преодоление звучало неоднократно. Еще одна интерпретация этой темы — работа Евгения Ротанова, скульптора серьезного, внимательного. Он предлагает бронзовую фигуру Александра Блока. Это горожанин, который идет наперекор стихии, ветру, он снял шляпу, чтобы ее не сдуло… И это движение вперед, как мне кажется, сродни «Медному всаднику».

— Сейчас в городе стала появляться и более камерная, ироничная скульптура…

— Да. Например, скромная, но исключительно петербургская история, невозможная ни в каком другом городе, — знаменитый Чижик-Пыжик. Это как маленькая визитная карточка Петербурга, которая вносит лирическую ноту в его восприятие.

С другой стороны, есть работы Дмитрия Каминкера, установленные на улице Правды. «Слепой» — это не только про слепоту как физический недуг, но и про слепоту как недуг душевный. Если вдуматься, это посвящение каждому из нас… «Организатор» или «Режиссер» — некий человек, который, вооружившись рупором, что-то вещает, требует… Эти скульптуры призывают нас быть внимательнее к нашей каждодневной жизни, в них есть свой подтекст, символика, психология…

— Картина получается очень разнообразной…

— Да, все в этом городе насыщенно, перемешано. Об этом замечательная акварель Юрия Люкшина «Структурный пейзаж города». Здесь смешались собственные ассоциации художника, современный город, старинный город… И, да, условно все это разделено на какие-то сегменты, но по сути Петербург един. И одна из объединяющих все его грани тем — монументальная скульптура. Это очень консервативный жанр, основные идеи вечных человеческих ценностей присутствуют в любом его произведении что ХХ, что XXI века.

Выставка, посвященная монументальной скульптуре города. Казалось бы, зачем? Ведь можно пройти по улицам и площадям, увидеть все в реальности. Но восприятие скульптуры (как, впрочем, и любого другого искусства) требует усилия — ума, души, памяти. Кураторы новой экспозиции Музея городской скульптуры Санкт-Петербурга поставили своей целью пробудить фантазию и мысль посетителя, сделать его соавтором каждого из скульпторов, помочь взглянуть на знакомые монументы, как в первый раз. 

Фотографии предоставлены пресс-службой Музея городской скульптуры.