Живее всех живых: ГИМ приглашает в виртуальный Музей Владимира Ильича Ленина

Тамара ЦЕРЕТЕЛИ

02.08.2021

Живее всех живых: ГИМ приглашает в виртуальный Музей Владимира Ильича Ленина

В онлайн-экспозиции представлено более 500 предметов.

«Я поведу тебя в музей!» — говорилось в знаменитом стихотворении Сергея Михалкова. Вот только отвести туда, в Центральный музей В. И. Ленина, уже более четверти века как никого невозможно — прославленное учреждение закрылось еще в 1993 году. Здание и фонды передали Государственному историческому музею. С тех пор коллекцию, насчитывающую более 100 000 экспонатов, публика не видела. Поговаривали даже, будто вещи Ильича пустили с молотка и теперь они где-то на капиталистическом Западе…

Тем временем экспонаты хранились в фондах ГИМ, изредка показывались на выставках и ждали своего часа. Дождались — к 150-летию вождя мирового пролетариата, которое отмечалось в разгар пандемии, ГИМ создал Музей Владимира Ильича Ленина. Правда, виртуальный. По словам директора ГИМ Алексея Левыкина, на сегодняшний день веб-ресурс https://lenin.shm.ru посетило около 70 тысяч человек — хороший показатель для интернет-экспозиции. Не знаю, как насчет дела Ленина, но интерес к нему самому явно живет и, вероятно, даже побеждает.

Пока из всей огромной коллекции на сайт попало чуть больше 500 предметов – очевидно, составители руководствовались принципом «лучше меньше, да лучше». Среди экспонатов – «Серебряный призрак», знаменитый «Роллс-Ройс» Ленина, купленный для больного вождя в 1922 году. Кстати, экспонат этот «реальный» — он представлен не только на сайте, но и в фойе Исторического музея. А вот остальными вещами придется довольствоваться виртуально. Например, разглядывать в сети парик Ильича — этим аксессуаром цвета шатен гражданин Ульянов пользовался в 1917-м: в нем он фотографировался для документов и переправлялся в Финляндию. Среди личных вещей — серое пальто Ленина, заштопанное Надеждой Константиновной собственноручно. В нем «матерый человечище» выступал перед рабочими на заводе Михельсона, после чего на вождя было совершено покушение. Показана и пуля, которой госпожа Каплан ранила «кремлевского мечтателя». В числе реликвий — пиджаки, ботинки, кепки, буденновки, часы, деревянные грабли (ими Ильич пользовался в Разливе), медные обручальные кольца (Ленин и Крупская, «рабы Божии Владимир и Надежда», венчались в церкви в Шушенском, кольца им по легенде изготовили из древнего хакасского наконечника стрелы) и многое другое. А еще трогательная карточка с надписью «Ам-ам спит», доказывающая, что Ленин не гриб и не радиоволна, как уверял нас Сергей Курехин, но человек, хотя и не «самый человечный». По таким карточкам верная соратница учила говорить и писать пережившего инсульт Ленина.

Мемориальные предметы — далеко не вся коллекция. ГИМ совместно с Российским государственным архивом социально-политической истории (РГАСПИ) выложил в Сеть уникальные документы. Вот, например, записка Эфраима Склянского, ближайшего соратника Троцкого, о крестьянском восстании в Тамбовской области, в которой он предлагает для подавления мятежа направить будущего маршала Тухачевского, и приписка Ленина с согласием. Или циркулярное письмо ЦК РКП(Б), со множеством опечаток, о политике в отношении казачества: «Никакие компромиссы, никакая половинчатость пути недопустимы. Поэтому необходимо: произвести массовый террор (выделено) против богатых казаков, истребив их поголовно; произвести беспощадный террор по отношению ко всем вообще казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью». Письмо это проходило под грифом «Церкулярно. Секретно» (с сохранением орфографии).

Еще один раздел музея посвящен Сталину: здесь можно увидеть парадный китель «отца народов», сапоги, а также бесчисленные курительные трубки. Экспонаты эти когда-то были вывезены с Ближней дачи, где поначалу решено было организовать мемориальный музей. После ХХ съезда делать это, естественно, передумали, а вещи генералиссимуса от греха подальше «сослали» на склад хозотдела управления делами ЦК. Оттуда они и попали в Центральный музей В. И. Ленина. Впрочем, публике их не показывали — культ личности больше не раздваивался, и великим учителем оставался только Ильич. А ведь когда-то вожди были не разлей вода, во всяком случае, в музейном пространстве. В 1930–1940-е посетителей всячески убеждали, будто «Сталин — это Ленин сегодня». Этот эффект сиамских близнецов привел к тому, что в 1938 году некий стахановец Демидов записал в книге отзывов: «После посещения музея осталось такое впечатление, что Ленин не умер, а жив, только переменил фамилию на Сталин».

Остальные разделы — демонстрация плодов культа личности. Живопись, графика, скульптура — вся художественная лениниана, лелеющая образ Ильича. Например, работы Исаака Бродского, талантливого импрессиониста, ставшего одним из главных «певцов» большевистских лидеров (впрочем, до Октябрьской революции он успел запечатлеть Керенского), автора многочисленных «портретов и портретиков Ленина», по ехидному замечанию Чуковского. Вот Ильич на фоне Кремля кисти Бродского, а вот на фоне Смольного, и на Красной площади тоже. Прочие живописцы не отставали от Бродского: Ленин в кабинете, в поле, в горах Швейцарии, в Шушенском, на заседании, трибуне (классическая работа Александра Герасимова), на смертном одре… Словом, художественное воплощение всего того, чего боялся Маяковский: «...Чтоб шествия и мавзолеи… не залили б приторным елеем ленинскую простоту… Чтоб конфетной не был красотою оболган». Опасения Владимира Владимировича сбылись, причем в масштабах, не снившихся ни одному доселе жившему тирану: Ленин не просто был идеализирован, но превратился в центрального персонажа новой мифологии, в верховное божество большевистской религии. «Конфетная красота» его тоже не миновала: со временем Ильич стал добрым дедушкой с хитрым прищуром, эдаким «дружелюбным зомби», по выражению немецкого писателя Томаса Мартина.

О Музее Владимира Ильича Ленина и культе вождя «Культура» побеседовала с директором Государственного исторического музея Алексеем Левыкиным:

После смерти — Ленина ждала сакрализация, после распада Союза — демонизация. А каков его образ сегодня? Можно ли сказать, что приятие или неприятие сменяется неведением?

— Думаю, если сегодня провести опрос в нашей стране, то будет велик процент людей, которые не имеют о Ленине никакого представления. Естественно, люди, не разделяющие его политическую позицию, крайне враждебно воспринимают личность Ленина. А для историков это очень интересная фигура, как и любой другой харизматичный человек, оказавшийся лидером страны в период катаклизмов. Сегодня хорошо бы сформировать научное отношение к этой фигуре. Насчет сакрализации вождя я совершенно согласен, ведь вы разговариваете с человеком, который начал свою карьеру в качестве экскурсовода Центрального музея Владимира Ильича Ленина. Первое мое впечатление, когда начал там работать, что я оказался в неком политическом храме, а вовсе не в музее и научном учреждении.

Сегодня любая дискуссия о Ленине неизбежно приводит к спору: выносить тело из Мавзолея или нет? Благодаря этому вождя даже прозвали «невыносимым».

— Знаете, у меня часто спрашивают — выносить или не выносить. А я не вижу в этом никакого смысла. Если мне кто-нибудь докажет, что вынос тела Ленина из Мавзолея приведет к улучшению нашей жизни, росту производства и благосостояния, то я поддержу такую идею. Но это же ни к чему не приведет, кроме очередного раскола в обществе. Если наступит момент, когда люди в нашей стране будут менее болезненно относиться к этому вопросу, то, возможно, тело Ленина вынесут и захоронят. А сейчас я бы обратил внимание на то, что вторая по численности партия, входящая в состав Государственной думы, — Коммунистическая.

Открытие Музея Владимира Ильича Ленина, пусть и виртуального, — показатель того, что страсти вокруг вождя немного улеглись и он перешел в разряд исторических персонажей?

— Отмечу, что Центральный музей Ленина мог продолжить существование, если бы его коллектив откликнулся на предложение директора Государственного исторического музея Константина Григорьевича Левыкина войти в состав ГИМ. Это было в 1991 году, сразу после путча. Но коллектив отказался от предложения моего отца. И без такой поддержки музей полностью потерял себя. Уже после закрытия музея его коллекции были переданы в ГИМ. А сейчас мы создали ресурс, рассказывающий о Центральном музее Ленина, о его коллекции, о том, что в нем показывалось и не показывалось, тоже. Ведь некоторые вещи находились в спецхране и не выставлялись, так как, с точки зрения политического руководства, показ ряда экспонатов был вреден для советского народа.

Была ли идея сделать музей реальным, а не виртуальным?

— Воссоздавать Музей Ленина не нужно, да и невозможно уже. Но мы думаем о создании экспозиции, посвященной ХХ веку. Однако у нас, к сожалению, нет ресурса, площадей. Поэтому пока осветить события прошлого столетия можем только в формате временных выставок. Кстати, к 150-летию Ленина мы планировали открыть именно выставку, но оказались в жестких условиях пандемии, поэтому пошли на создание мультимедийного проекта.

В виртуальной экспозиции собрано более 500 экспонатов — это лишь малая часть коллекции. Музей будет расширяться?

— Конечно, ведь коллекция очень большая. Мы постоянно дополняем и развиваем ресурс, он уже имеет англоязычную версию. Со временем планируем опубликовать всю нашу коллекцию.

Виртуальный музей открылся к 150-летию Ленина. Этот юбилей, как и 100-летие революции, в России отмечали более чем скромно.

— Я с вами не согласен. Скромно с какой точки зрения — отсутствия шествий, демонстраций, массовых мероприятий? Тогда, наверное, да. А с точки зрения научной общественности эти юбилеи не прошли незамеченными. Что касается юбилея Ленина, то еще раз повторю: он пришелся на жесткий карантин. Нам пришлось отменить большую юбилейную выставку «Ленин». Но самое ценное — предметы, документы — мы сделали общедоступными и представили их в рамках интернет-ресурса. У нас в стране десятилетиями создавался совершенно нереальный, отвлеченный от исторической действительности образ вождя мирового пролетариата. Материал, который есть в нашем распоряжении, дает возможность совсем по-иному взглянуть на Ленина.

Виртуальный музей включает раздел, посвященный Сталину. Не кажется ли вам, что Ленин сегодня «заслонен» «отцом народов»?

— Он всегда был им заслонен. Вообще мифологизация образа Ленина происходила при Сталине. Лозунг, что «Сталин — это Ленин сегодня» как бы переводил на генералиссимуса все достоинства вождя большевистской партии. Слава безошибочности, доброты, человеческого идеала перешла и на «отца народов».

Сам Ленин, кажется, был против сакрализации кого бы то ни было.

— Во всяком случае, это так подавалось. Ленин был прагматиком, достаточно циничным человеком. Это видно по деятельности самой партии — сначала она привлекала союзников, потом отбрасывала их, даже объявляла врагами. Прагматизм Ленина и привел к тому, что эта небольшая по численности и незначительная по влиянию на общество партия вдруг оказалась у власти и удерживала ее столь долгое время.

А можно ли сегодня говорить об интеллектуальном влиянии Ленина?

— Думаю, да. Давайте не забывать, что имя Ленина продолжает быть сакральным для огромной страны — Китая. Сохраняется коммунистическое движение и в странах Европы. Однажды во Франции я видел надпись на стене дома: Vive le marxisme-léninisme!

Тот же Китай смог прийти к согласию насчет роли Мао в истории: 70 процентов его поступков считаются победами, 30 — ошибками. А мы, получается, так и не пришли к общему знаменателю насчет Ленина.

— Китай — очень древняя цивилизация с характерным выдержанным отношением к тем или иным событиям, личностям, их оценкам. Нам же свойственно сначала слепо превозносить что-то, а потом безапелляционно критиковать. Но, думаю, придет время, и отношение к Ленину и событиям, связанным с его именем, будет меняться. Главное, чтобы оно было ровным и объективным.

Владлен Терентьевич Логинов, исследователь биографии Ленина, говорит, что сегодня вокруг вождя «мало сволочей», в отличие от советского времени, когда Ильичем не занимался только ленивый. Означает ли это, что сейчас среди историков более взвешенный подход к его деятельности?

— Действительно, сакральная аура, которая создавалась в том же Центральном музее Владимира Ильича Ленина, исчезла. Сегодня отношение к этой фигуре, я бы сказал, более научное и взвешенное.

То есть это уже не просто попытка поставить штамп — был ли он диктатором или утопистом?

— От этого никуда не уйти. Люди, не занимающиеся наукой, по-прежнему вешают ярлыки. А вот исследователи могут определить деятельность Ленина, например, как тоталитарную — для этого есть все основания. Или отнести его к диктаторам — для этого тоже есть все основания. Просто они делают это по-другому, они доказывают свою точку зрения, опираясь на архивные документы и работы самого Ленина.

Фото: www.lenin.shm.ru.