В «Зарядье» провели «Water линию»

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

14.07.2021

В «Зарядье» провели «Water линию»

Новый проект Марины Звягинцевой, лидера паблик-арта в России, превращает парковку в произведение искусства.

Более ста лет назад передовые архитекторы придумали концепцию «города-сада», которая — несмотря на все попытки воплощения — пока остается утопией. И все же в наши дни мегаполисы ассоциируются не только с головокружительными эстакадами, но еще с парками и скверами. А «зоны деградации» нередко превращаются в места для прогулок — как, например, случилось с бывшей железной дорогой в сердце Нью-Йорка, на месте которой был создан популярный парк Хай-Лайн. «Зарядье» — еще один зеленый оазис посреди города, в двух шагах от Кремля. Впрочем, в этом парке есть «непарадные» места, подчиненные утилитарным задачам — в частности, парковка. И только художнику под силу преобразить это холодное, безжизненное пространство — например, с помощью экзотических растений и потоков воды, как сделала Марина Звягинцева. Для нее инсталляция «Water линия» стала первым проектом на экологическую тему.

Паблик-арт, в рамках которого работает Звягинцева, ломает обыденные представления зрителей: нормальное и привычное превращается в странное и шокирующее. Впрочем, порой произведения могут примирять противоположности и даже служить своеобразным антистрессом, что особенно актуально в коронавирусную эпоху — когда долгосрочное планирование оказалось забыто и мы живем в ситуации постоянной неопределенности. Первым проектом Марины Звягинцевой в «Зарядье» стала мобильная арт-инсталляция «Закрутилось-началось!», состоящая из лопаты и тачки, наполненной спиннерами. Объект был задуман как «мигрирующий»: посетители могут обнаружить его в самых разных уголках парка — там, где в данный момент идут ремонтные работы. Он являет собой альтернативу растяжкам, на которых изображают планы и сроки реконструкции. Как показывает опыт, прохожие реагируют на подобные плакаты довольно нервно. Спиннеры, которые можно покрутить, способствуют снятию напряжения — куда лучше симпл-димплов, поп-итов и прочих антистресс-вещей, популярных сегодня даже у детей.

Непосредственный контакт со зрителем — а люди с удовольствием подходят к спиннерам, чтобы повертеть их — крайне важен для художника. Однако для Марины Звягинцевой паблик-арт — вовсе не малые архитектурные формы, а некий градообразующий инструмент, меняющий среду вокруг нас. Эта идея нашла воплощение в подземном паркинге в «Зарядье» — казалось бы, наименее приспособленном для искусства месте. Подобные пространства прохожие обычно не замечают, скользят взглядом, не видя: будто «слепое пятно» мешает их разглядеть. У Марины Звягинцевой уже был опыт работы с такими общественными зонами, например, с дворами — факультета медиакоммуникаций и отделения культурологии ВШЭ, ЦТИ «Фабрика» и галереи «Ковчег».

— Я давно мечтала поработать на парковке, — призналась художник «Культуре», — еще со времен проекта «Арт-прививка» в Морозовской больнице. Но там парковка предназначена для карет скорой помощи, а не для автомобилей пациентов, поэтому мы отказались от этой идеи. Для паблик-арт проекта важна высокая проходимость, контакт со зрителями. Поэтому, когда меня привели на парковку в «Зарядье», я была в восторге. Все знают, что это крутой парк, но парковку никто не замечает. Она такое же «невидимое» пространство, как, например, помойка. И при этом от подобных пространств никуда не денешься — они являются частью городской среды. Мне хотелось сделать урбанизм менее токсичным, и для этой задачи идеально подходит современное искусство, умеющее соединять несоединимое.

На парковке установлены три больших фитотрона — аппарата, напоминающих вендинговые автоматы. Внутри них в специальных коконах, кокедамах, «парят» растения-эпифиты, с голыми корнями, умеющие обходиться без земли и привычных горшков. «Пока монтировали проект, две орхидеи расцвели, — замечает Марина Звягинцева. — На парковке специфический воздух, к тому же зимой довольно прохладно (это долговременный проект, предполагается, что он продлится до зимы и дольше. — «Культура»). Поэтому если бы мы поставили растения в горшках, они бы быстро погибли. В фитотронах поддерживается определенный климат, есть подогрев, а также подсветка, которая выключается на ночь. В общем — замкнутый цикл жизни. Изначально фитотроны светились фиолетовым светом, и я попросила их перепрограммировать: зеленый свет создает ощущение прохлады, что особенно приятно, когда снаружи жара».

Около фитотронов расположены трубы, по которым циркулирует вода: они связывают паркинг с наземной жизнью и выступают своеобразной метафорой коммуникации, как и сама парковка. Тишина, зеленый свет, льющийся из фитотронов, яркие экзотические цветы — зритель может почувствовать себя посетителем океанариума или исследователем морского дна.

— Я очень люблю воду, создаю живопись на воде — моя авторская техника называется «биотипия», — рассказала Марина Звягинцева. — А здесь, за стеной парковки, протекает Москва-река: мы фактически находимся ниже ватерлинии. Кстати, меня спрашивали, не планируется ли включить в инсталляцию живых рыб. В принципе, это возможно, ведь у нас остался четвертый фитотрон. Но сначала нужно найти рыб, которые смогут выжить зимой, в холодную погоду.

Парковка давно стала частью массового сознания: обычно она воспринимается как обезличенное, лишенное человечности место, хранилище бездушных машин. И кажется, единственное чувство, которое она может возбуждать, — тщеславие: желание похвастаться роскошным авто. Проект Марины Звягинцевой предлагает посетителям паркинга испытать другие эмоции:

— Как правило, мы наблюдаем соревнование владельцев машин — у кого круче. Однако наш проект доказывает: даже самый красивый автомобиль впечатляет не так сильно, как живые цветы и вода. Я раньше не использовала в своих проектах растения, но стоит начать работать с природой, убеждаешься: она победит в любом случае. Возможно, со временем многие это поймут и перейдут на электромобили, которые сегодня считаются «недомашинами». Но сколько ни хвастайся новым «Майбахом», все равно: природа завораживает больше, чем самый роскошный автомобиль.

Фото: Дмитрий Чунтул. Фото на анонсе: Олег Яковлев.