Ольга Свиблова, Мультимедиа Арт Музей: «Внимание к врачам должно остаться как пережитый опыт, и искусство может в этом помочь»

Татьяна ФИЛИППОВА

16.06.2020


Ольга Свиблова. Фото: Сергей Киселев / АГН Москва.

Сегодня, 16 июня, начинают открываться российские музеи. Соответствующий приказ выпустило Министерство культуры: федеральным музеям и музеям-заповедникам разрешено принимать посетителей, разумеется, при соблюдении рекомендаций, разработанных Минкультом совместно с Роспотребнадзором. Ольга Свиблова, директор Мультимедиа Арт Музея, рассказала «Культуре», что будет сделано, чтобы обеспечить безопасность зрителей и сотрудников, как пандемия повлияла на выставочный план и какой будет следующая выставка.

— Ольга Львовна, сегодня вы открываетесь, зрители вновь смогут увидеть одиннадцать выставок, которыми стартовала «Фотобиеннале-2020» в марте, незадолго до того, как все музеи были закрыты. Пришлось ли вам пересмотреть планы на этот год и следующий?

— Пока я собираюсь сделать все, что у меня запланировано. Все. Несмотря на два с половиной месяца, на которые опаздывают запланированные выставки и «Фотобиеннале-2020». 

Фотобиеннале должна была пройти с марта до августа 2020 года. Я сдвигаю эти планы, естественно, но они все остаются. В музее лежат зарубежные выставки, нами уже полученные, мы планируем на сентябрь транспорт других выставок, которые у нас застряли в Америке, в Италии и других странах. И мы готовим все в рамках нашего плана. Да, сократятся сроки продолжительности выставок, и тем не менеевсе эти выставки будут реализованы. А как будет дальше развиваться пандемия, придется ли снова закрывать музеи на карантин, — сегодня не может ответить никто.

— Всем понятно, что эта дата — 16 июня  рубежная. Музеи не возвращаются к тому формату, к которому мы все привыкли, они начинают работать в новых условиях. Насколько сильно меняется музейная жизнь? Возможны ли будут, например, вернисажи, или эту традицию заменит что-то другое?

— Пока в мире существует опасность, вход в музей будет лимитироваться физической дистанцией. Михаил Борисович Пиотровский, человек лингвистически тонкий, заметил, что социальная дистанция, social distance — это не расстояние между людьми, а разница между принцем и нищим. Поэтому правильнее говорить о физической дистанции. Вот эта физическая дистанция, которую по-детски пытаются нарушить все, кто бегает вместе без масок, пока остается необходимой.

Поэтому мы планируем вернисаж при супермерах защиты. Защита у нас, как в больницах, где есть красная зона и зеленый коридор. И посетители, и сотрудники будут входить в музей в бахилах, в новых масках, потому что в старой маске я не пущу. Люди, экономя на средствах защиты, не понимают, что через два с половиной часа маска становится сборником вирусов и бактерий. Поэтому у нас будут новые маски и перчатки, дезинфекция старых перчаток и жесткий пропускной режим. Вот в таком виде будет существовать музей.

Но эпидемия и самоизоляция открыли перед нами новые возможности, которые безумно интересны. Прежде всего это возможность жизни музея онлайн. Мы опробовали огромное количество новых онлайн-продуктов и гордимся тем, что наша аудитория за эти два с половиной месяца превысила 62 миллиона человек. Ничего подобного у нас раньше не было. Соответственно, мы будем развивать онлайн-продукты.

Конечно, походы в музей, пространственные встречи с искусством нельзя заменить онлайном. Но если жизнь уходит в онлайн — а мы видим, что она давно уже туда ушла, пандемия просто ускорила те процессы, которые идут уже давно,  это нормально, что искусство движется в том же направлении.

Извините, но фотожабы, мемы, видео на ютьюбе, которое часто бывает интереснее, чем то, что мы видим в музеях в жанре видеоарта, — это все искусство. Оно еще не имеет метки «арта», но процесс идет вперед, есть художники, которые развивают и будут развивать это искусство, и его с каждым днем становится все больше. Задуманная нами пять лет назад триеннале Art for a future состоится в 2021 году, в ноябре. Мы ее готовим полным ходом. Там будет непрерывно действующая онлайн-платформа и офлайн-проект в стенах нашего музея, где будут русские и зарубежные художники. Это искусство, которое использует новые технологии, дает абсолютно новый концептуальный дискурс и иногда существует только онлайн. Мне всегда интересно вглядываться в будущее, потому что самое интересное — впереди. Это мой девиз. Всегда.

— Я знаю, что многие художники пытаются осмыслить опыт пандемии в своих работах. Планируете ли вы выставки, которые объединят произведения, созданные под впечатлением от текущих событий?

— Надо понимать, что это сиюминутная реакция, со временем появится рефлексия на тему того, что сейчас происходит. Но я точно знаю, каким будет наш первый вернисаж, где, кроме запланированных работ, будут новые, созданные сейчас, как опыт переживания эпохи карантина. Это проект, выросший из акции «Цветы врачам», которую мы запустили и сделали международной. Любой кризис показывает все ошибки человечества, нынешний кризис очень ярко показал, что мир недооценивал роль врача. Акция «Цветы врачам», ставшая международной, объединила профессиональных художников и любителей. Люди творят  рисуют, фотографируют, делают 3D-анимацию и присылают нам свои работы с хэштегом #цветыврачам. Мы отберем лучшие и откроем выставку этих работ. Вход для всех, кто причастен к медицине,  это не только доктора, но и нянечки, и водители скорой помощи, и студенты-медики, — будет бесплатным. В конце выставки мы проведем благотворительный аукцион в пользу медицинских работников. Есть врачи, которым надо помочь, есть семьи, которые потеряли кормильцев, потому что во время пандемии врачи умирали и продолжают умирать сейчас. Им нужна помощь, и мы будем помогать адресно. 
 
Мы будем помогать и художникам, которые тоже оказались незащищенной группой населения. Им нужно помочь, потому что они должны кормить свои семьи и работать.

Вот эту помощь мы будем оказывать и надеемся, что, когда эпидемия будет побеждена, мир не забудет о том, что наша жизнь в руках врачей. Наше внимание к медицине и врачам должно остаться с нами как пережитый опыт, и искусство в этом может помочь. Мне кажется, что одна из главных задач искусства  это изменение мировоззрения. Как отдельного человека, так и целых государств. 


Фото на анонсах: Сергей Киселев и Андрей Никеричев /АГН «Москва»