Искусство посинения

Александр ПАНОВ

04.03.2013

В галерее «Проун» на «Винзаводе» проходит выставка «Синева иных начал», названная строкой из стихотворения Николоза Бараташвили. Жанр проекта организаторы определяют как «визуальное исследование, посвященное метафизике синего цвета». Про «метафизику», впрочем, рассуждает кураторский текст на стене, а сама экспозиция — гораздо шире по тематике.

Очень разные работы русских художников XX века объединяет действительно присутствие синего цвета — но найти его можно чуть ли не в любой работе, если это не «Черный квадрат». Более того, кураторы это понимают, открывая выставку отечественного искусства в качестве эпиграфа сосудом из Золотой орды, туркменским изразцом и даже японской гравюрой — тут тоже есть синий. Так что искать какой-то сложной концепции зрителю не стоит. Можно просто расслабиться и спокойно рассматривать произведения, тем более что большинство — из частных собраний и редко «выходят» на публику.

Тон экспозиции задают, что понятно, туманные пейзажи членов символистского объединения «Голубая роза». Но синий цвет можно найти и у супрематистов, и у мистиков Николая Рериха и Леонида Чупятова, и у советских лириков Александра Лабаса и Артура Фонвизина. Даже у циничных современных художников прорывается романтическая синева. Но последние — точно никакой «метафизики» в ней не видят.