Охотники за головами

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

07.03.2014

Узнать, как выглядели люди прошлого, чьих фотографий, разумеется, не существует, а портреты, если и есть, крайне разнятся между собой, вполне реально. Советский ученый Михаил Герасимов разработал уникальный метод реконструкции лица по черепу, вычислив соотношение между костной структурой и мягкими тканями. Так были воссозданы портреты Ивана Грозного, Ярослава Мудрого, Андрея Боголюбского...

Ученики Герасимова, в частности Галина Лебединская, продолжили его дело. 90-летию со дня рождения этой выдающейся исследовательницы посвящена выставка «Вглядись в мое лицо», проходящая в Дарвиновском музее. «Культура» побеседовала с куратором экспозиции Анной АЛЕКСАНДРОВОЙ, а также с учеником Лебединской, экспертом-криминалистом Сергеем НИКИТИНЫМ.


Анна Александрова: «Реконструкции часто заказывают следственные органы»

культура: Как проходит реконструкция внешности? 
Александрова: Сначала череп тщательно измеряют. Потом на специальном приборе, диоптрографе, делается его обвод. Голова объемная, а нужно получить плоское изображение в профиль, ее контур. Следующий этап — графическая реконструкция. Создается портрет человека с учетом соотношения мягких тканей и костной структуры. Это может быть финальный результат. Такая реконструкция информативна, и делается она быстро и дешево.

Иногда, впрочем, доходит до скульптурной реконструкции. Долгая процедура, которая занимает несколько месяцев. Обычно берут пластиковую копию черепа. Настоящий может быть слишком ценен, особенно если речь идет об исторической личности. Наносят пластилин, обозначающий толщину ткани в разных местах на голове. Моделируют мускулатуру. А потом воссоздают индивидуальные черты лица.

Дальше — менее точные вещи. Борода, усы, прическа способны сильно изменить внешность. По черепу их, конечно, не определишь. Тогда включается воображение ученого. А иногда приходится опираться на исторические данные и рассуждать: эта группа людей обычно носила такую прическу... Воссоздаются и дополнительные атрибуты — украшения, одежда. Они нужны для усиления образа.

культура: Лебединская, как и ее учитель Герасимов, реконструировала внешность многих исторических лиц...
Александрова: Да, на выставке, например, можно увидеть портрет Ивана Дмитриевича Серко — кошевого атамана Запорожской Сечи, писавшего письмо турецкому султану. Есть Архип Перттунен — карельский крестьянин, руны которого фактически легли в основу карело-финского эпоса «Калевала». Есть и безымянные персонажи. Когда реконструировали Манежную площадь, нашли кладбище и остатки стрелецкой слободы. Галина Вячеславовна выполнила портреты средневековой москвички и стрельца. Они тоже присутствуют на выставке.

культура: Как доказать, что реконструкция получается точной?
Александрова: Сначала, когда было некоторое недоверие к открытиям Герасимова, он проводил эксперименты. Брал черепа людей, умерших недавно. Еще оставались живы те, кто их помнил. И, не видя фотографий, делал реконструкции. Потом, отсняв результат, показывал карточки знакомым этих «персонажей». И обычная реакция была: «Наверное, это не очень удачная фотография...» Или: «Вообще-то он носил усы...» А иногда: «Здесь он подстрижен странно». Тем не менее людей узнавали. Значит, реконструкции были довольно успешными. Мы сами в разных ракурсах и с разными прическами выглядим по-разному. Однако окружающие нас узнают. Это связано с особенностями восприятия. Человеческий мозг умеет отделить главные вещи от второстепенных.

культура: Применяются ли сейчас данные этого метода на практике?
Александрова: Конечно. Лаборатория, созданная Герасимовым, работает. Реконструкции часто заказывают следственные органы. Если, например, были найдены костные останки, а установить личность не удается. Правда, обычно хватает графической реконструкции. Однако поначалу нередко делали и скульптурную. На выставке есть три портрета, воссозданные Лебединской. Гипсовый и два восковых. Внутри них находятся настоящие черепа. Причем в одном можно увидеть пулевое отверстие. Эти работы мы с большим трудом нашли в лаборатории. Документов к ним не сохранилось. Кто были эти люди и что за дело с ними связано — неизвестно...


Сергей Никитин: «Софья Палеолог была женщина упитанная»

культура: Вы воссоздали облик множества исторических лиц. Софья Палеолог, Елена Глинская, Илья Муромец, Николай II и его семья... Какой обычно первый шаг в работе?
Никитин: Любая реконструкция начинается с определения по черепу пола, возраста и расового типа человека. При этом учитываются форма и размеры черепа и его частей, степень зарастания швов, состояние зубов и челюстей. 

культура: А что восстанавливается «на глазок»?
Никитин: С абсолютной точностью нельзя реконструировать уши, губы и кончик носа в позиции анфас. И, конечно, нельзя определить степень упитанности. Правда, в случае с Софьей Палеолог можно было однозначно говорить о ее чрезмерной тучности. При исследовании черепа, на внутренней стороне лобной кости, обнаружились костные наросты, которые свидетельствовали о нарушениях в эндокринной системе.

культура: Сколько должно остаться от черепа, чтобы можно было воссоздать лицо?
Никитин: Половина.

культура: Чего больше в Вашей работе — расчета или интуиции?
Никитин: Это соотношение так же, как и в медицине, я бы определил: 70 процентов — расчет, 30 — интуиция.

культура: Чей облик мечтаете реконструировать? 
Никитин: Очень хотелось бы восстановить портреты участников поединка, предшествовавшего Куликовской битве, Александра Пересвета и Челубея. Но их останки, видимо, безвозвратно утрачены.