Собирай и властвуй

06.12.2019

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

Фото: Игорь Иванко/mskagency.ru Музеи Московского Кремля представили масштабную выставку, посвященную одному из самых радикальных преобразователей России — Петру I. Экспозиция, включающая в себя около 200 предметов из российских и зарубежных музеев, — первое событие в череде мероприятий, посвященных 350-летию со дня рождения императора (отмечается в 2022 году).

Впрочем, организаторы руководствовались не только юбилейными соображениями. Выставка — попытка представить российского императора не как политика и военачальника, но как энтузиаста, совершившего культурную революцию. На это намекает и название проекта: «Петр. Первый. Коллекционер, исследователь, художник». Последний пункт особенно интригует — неужели энергичный государь увлекался живописью или рисунком? Ольга Дмитриева, заместитель генерального директора по развитию просветительской деятельности и популяризации музея, а также один из кураторов выставки, прояснила:

— В Голландии, во время путешествия в составе Великого посольства, царь познакомился с художниками, чертежниками. Учился у известного гравера Адриана Шхонебека, создавшего для русского правителя рукописный «Краткий способ в совершенстве научиться искусству офорта» — первый голландский учебник по искусству гравюры. На выставке можно увидеть офорт — считается, что он сделан Петром I. Существует второй вариант, хранящийся в Амстердаме, с надписью: «Петр Алексеевич, великий русский царь, награвировал это иглою и крепкой водкою под руководством Андриана Шхонебека в Амстердаме, в 1698 году, в спальне своей квартиры на верфи Ост-Индской компании». Впоследствии государь создал немало композиций, которые воплотил в жизнь с помощью токарного станка. Он умел делать и рельефы, и портреты. В экспозиции есть компас в костяной шкатулке. На крышке — портрет Петра I. Император сам его выполнил. Он порой вырезал сложные вещи — вплоть до люстры.

Фото: Игорь Иванко/mskagency.ru Создатели экспозиции попытались показать, как путешествие в составе Великого посольства повлияло на молодого царя. В ходе «большого тура» Петр Алексеевич с жадностью впитывал новую информацию. Любовался каналами Голландии и роскошными парками Англии. Заглядывал в кунсткамеры, анатомические театры. Открывал для себя мир современной европейской науки и искусства. И заодно увлекся коллекционированием. Примером для него послужил курфюрст Саксонии Август Сильный, с которым государь крепко подружился. В дрезденской Кунсткамере, впервые открытой для посетителей как музей еще в 1586-м, хранилось множество изящных вещиц: от ювелирных украшений и изделий из слоновой кости до картин и коллекций старинных монет. На выставке можно увидеть некоторые сокровища, приехавшие из Дрездена.

— Мы пытались показать уровень саксонской Кунсткамеры, — рассказала Дмитриева. — Среди экспонатов, прибывших из Германии, можно увидеть ружье, подаренное Августу Петром I: свидетельство личных обменов двух монархов, их дружбы. Пример Августа вдохновил нашего царя не только на коллекционирование, но и на демонстрацию раритетов. Он создал Кунсткамеру, ставшую первым российским публичным музеем. Постепенно Петр I передал туда накопленные личные сокровища. А заодно приказал зарисовать каждый экспонат. С помощью этих рисунков можно сопоставить реальные вещи и их изображения. Но главное — так появился первый в России музейный каталог, причем иллюстрированный. Однако император смотрел еще дальше. Он понимал, что Кунсткамера — ядро будущей Академии наук. Присматривался к опыту Лондонского королевского общества, Французской академии наук. Обсуждал эти вопросы с Лейбницем.

Фото: Игорь Иванко/mskagency.ruПетр I действительно интересовался наукой. Приобретал рисунки энтомолога и художницы Марии Сибиллы Мериан. Как одержимый, скупал редкости — в частности, первым среди российских правителей начал целенаправленно собирать китайские произведения искусства и предметы быта. Отдельного разговора заслуживает «Сибирская коллекция», некоторые экспонаты которой представлены на выставке. Точно неизвестно, каким образом в собрание Петра I попали древние золотые браслеты и гривны, украшенные зооморфными мотивами. Некоторые, видимо, поступили от сибирского губернатора князя Матвея Гагарина. По одной из версий, раритеты были найдены на территории между Обью и Иртышом. Очевидно, при разграблении древних курганов. Как бы то ни было, царь проникся древностями и повелел наказывать грабителей — «гробокопателей смертью казнить, ежели пойманы будут». Так что и здесь государь выступил в роли первопроходца — его инициатива фактически положила начало охране памятников в России.

Выставка демонстрирует и «человеческое, слишком человеческое». Например, можно увидеть одежду царя: красный «польский» кафтан и голландский костюм — коричневые суконные штаны и куртку-бострог. Зрители могут убедиться: император действительно был высокого роста, но при этом сложен вполне изящно. Есть автограф государя, а также его записная книжка. По словам Ольги Дмитриевой, Мережковский говорил, что записные книжки Петра похожи на книжки Леонардо да Винчи. Показаны письма великих современников, свидетельствующие: деятельность русского правителя вызывала большой интерес за рубежом. Примеры — записка Лейбница о развитии наук в России и черновик письма Ньютона, президента Лондонского королевского общества: легендарный физик извещал Меншикова об избрании в члены общества (князь помогал Петру I продвигать искусства и науки).

— Никакие преобразования невозможны без ментальных изменений, — подчеркнула Ольга Дмитриева. — Мы показываем личность Петра I через призму его интересов, которые он старался поставить на службу России: создать новые условия для развития науки и культуры. Эхо его увлечений оказалось мощным и долгим.




Фото на анонсе: Игорь Иванко/mskagency.ru



 

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть