Свежий номер

Летящей походкой ты вышла из цирка

29.11.2019

Александр ПАНОВ

«Исчезающая реальность»Ветеран российского антикварного рынка галерея «Элизиум» представляет выставку «Исчезающая реальность» из творческого наследия Артура Владимировича Фонвизина (1882–1973). Галерея, не в первый раз обратившаяся к фонвизинским работам, взяла в помощники не только частных коллекционеров, но и музей Большого театра вместе с Московским академическим театром им. Вл. Маяковского (во времена Фонвизина — МТД) и Центральную научную библиотеку Союза театральных деятелей РФ.

Театры тут возникают по понятной причине: Артур Фонвизин портретировал актрис и актеров Московского театра драмы и артистов Большого театра. Не от хорошей жизни. Еще в марте 1937-го городской отдел ИЗО Управления по делам искусств после выставки художника в Музее изобразительных искусств устроил «формалисту» полноценный разнос, дабы помочь ему выбраться из творческого «тупика». Тот жаловался: «Мне негде работать. В комнате живут 4 человека. Я даже не могу зажечь сильный свет». На что «тов. Герасимов» (непонятно, Александр или Сергей, но явно из производителей «вождей после дождей») бойко отвечал: «Говорите о своем творчестве, а не о квартире». В 42-м Фонвизина как немца вместе с семьей вообще выслали в Казахстан — и это еще удача. Так появился карагандинский «Веселый верблюд», представленный на нынешней выставке. В общем, театральные портреты до и после ссылки делались на заказ, для заработка, и осели за кулисами. Откуда «Элизиумом» теперь извлечены — и можно только удивляться, глядя на Фаину Раневскую в роли Берди из «Лисичек» МТД 1944 года: хрупкую, тонкую, нежную, совсем не похожую на старую клячу из советского кино. На выставке к графическим портретам актеров прилагаются фото — и становится ясно, что Фонвизин рисовал не людей, а собственные фантазии. Не «исчезающую», как в названии проекта, а несуществующую «реальность».

«Исчезающая реальность»Поэтому главными героями выставки становятся цирковые наездницы — и им посвящен основной аттракцион экспозиции, имитация садово-парковой карусели, на которой развешаны всякие мамзели с белым плюмажем. И тут понимаешь, что Артур Фонвизин любил театр не из-за денег и несладкой жизни. Он любил даже не театр, а цирк или кабаре с их несносной легкостью и шаткостью, как у акварели, где все туманится и растворяется в одном гармоническом сиянии.

Уже давно коллекционер и поклонник русского авангарда Николай Харджиев, сравнивая художника с Малевичем и Филоновым (ну никакого вроде бы сходства!), приписал искусству Фонвизина «ритм юношеской походки». Тут же вспоминается «прыгающая походка» поколения декабристов от Юрия Тынянова в «Смерти Вазир-Мухтара». У работ Артура Фонвизина юношеская, прыгающая, летящая, весенняя походка. Цирковая. А значит — неунывающая.

Марина МОЛЧАНОВА, директор художественной галереи «Элизиум», коллекционер, рассказала «Культуре» об интересе к наследию Артура Фонвизина и борьбе с подделками.

культура: Ваша очередная мини-ретроспектива Фонвизина, любимца коллекционеров, подгадана к 45-му Российскому антикварному салону в Гостином Дворе?
Молчанова: Нет, конечно. Тем более в Салоне наша галерея и так участвует. Выставка Артура Фонвизина — проект сугубо некоммерческий, для продажи здесь предназначена малая толика вещей, поскольку, например, библиотека СТД или Большой театр не собираются раздавать свои коллекции. Это, во-первых, имиджевый проект галереи. Во-вторых, нам было просто интересно им заниматься.

культура: «Элизиум» уже не первый раз показывает Фонвизина. Почему до сих пор интересно?
Молчанова: Первую его выставку мы сделали ровно двадцать лет назад, в 1999 году. И она была в десятки раз слабее и хуже нынешней. Но тогда искусство этого художника помнили лишь специалисты. Хотя он был боготворим искусствоведами и коллегами. В 2002-м вышел альбом — и началась его публичная слава. А за ней — подделки.

культура: А как можно подделать «исчезающие», если использовать название нынешней экспозиции, мерцающие, прозрачные акварели Фонвизина?
Молчанова: Можно. По крайней мере, пытаются. И сейчас мы столкнулись с «фальшаками», готовя этот проект. Но достаточно посмотреть на качество бумаги, с которой он работал. Благодаря которой и появляются его «мерцания». Они просто завораживают.







Распечатать

Поделиться

Назад в раздел