Сокровища нации

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

29.11.2019

Выставка «Фаберже и придворные ювелиры России. Эпоха русского ренессанса», открывшаяся в Государственном историческом музее, собрала более 300 экспонатов. Экспозиция с первых же дней стала популярной, на нее выстроились очереди. И дело, наверное, не только в легендарном ювелирном доме. Скорее, главная причина — ностальгия по дореволюционной России. Аналогичное чувство заставляло людей часами стоять на морозе в надежде попасть на выставку Серова. Безусловно, Валентин Александрович — выдающийся портретист, однако особый шарм его ретроспективе придавала изображенная эпоха, закончившаяся внезапно и трагично.

Нынешний проект в ГИМе — опять о рубеже XIX–XX столетий: времени расцвета русского ювелирного дела. Хлебников, Овчинников, братья Грачевы — лишь несколько громких имен. Но самым известным был, конечно, Карл Фаберже. На выставке работы знаменитого ювелирного дома размещены в центре зала, на специальных стендах — словно в «шкатулке». Пасхальных яиц здесь, правда, нет. Показаны в основном драгоценные безделушки, изготовленные для аристократов и венценосных особ: солонки, кольца для салфеток, табакерки, портсигары. Особенно впечатляет массивная рама для фотографий — в нее вставлены более 60 портретов членов семьи генерал-адъютанта графа Иллариона Воронцова-Дашкова. Или серебряная цепь в память об умершем от туберкулеза цесаревиче Георгии Александровиче: мастера создали миниатюрные копии траурных венков и «сплели» их в узор.

Впрочем, интересны и вещи, изготовленные другими умельцами — работавшими в фирмах Хлебникова, Овчинникова, братьев Грачевых, мастерской Сазикова, на фабрике Рюккерта. Многие создавали не только светские безделушки, но и сакральные предметы — от украшенных жемчугом икон до крестов, инкрустированных драгоценными камнями. Особенно примечательны в этом смысле митры и оклад Евангелия, изготовленные Товариществом «П.И. Оловянишникова сыновья», известным еще с середины XVIII века.

«Культура» поговорила с куратором, старшим научным сотрудником отдела драгоценных металлов ГИМ Галиной СМОРОДИНОВОЙ.

культура: Что характерно для нашего ювелирного искусства начала XX столетия?
Смородинова: В нем отразился общий подъем культуры, связанный с восстановлением национального кода. Россия после реформ Петра I развивалась по образцу Западной Европы. Однако начиная с 1830–1840-х мы стали возвращаться к своей истории и традициям. Поначалу был чисто археологический интерес к прошлому, мотивы и образы просто копировались. Потом количество перешло в качество, и появился русский стиль — его также называют «стилем национальной романтики». По времени он совпал с расцветом модерна, и свобода, характерная для последнего, дала свои плоды. Возникли новые формы, основанные на отечественных традициях и темах.

культура: Это был звездный час русской ювелирной школы?
Смородинова: На самом деле она стала известна гораздо раньше. Еще на первой Всемирной выставке в Лондоне в 1851 году нашим мастерам вручили золотые медали. А на Всемирной выставке в Париже в 1900-м Карл Фаберже получил Гран-при.

культура: Что отличало ювелирный дом Фаберже?
Смородинова: Невероятно высокое качество. У него работали высокопрофессиональные художники, Фаберже создал для них все условия. Они обязательно изучали историю искусства, ездили за границу. Фаберже был миссионером хорошего вкуса. Даже простые вещи — драгоценная галантерея вроде портсигаров, солонок, рамок — воспитывали вкус. Его мастера много работали на заказ, и каждый предмет имел свое лицо, был единственным, неповторимым. Фаберже тонко чувствовал потребности заказчика.

культура: Расскажите о разделе экспозиции, посвященном полковому серебру. Что это за традиция?
Смородинова: Армия и флот в императорской России были в большом почете. Все полковые события, торжества отмечались драгоценными подарками. Существовали даже полковые музеи — специальные комнаты, где хранились эти дары. Мы впервые показываем их в таком объеме. Например, можно увидеть часы князя Николая Одоевского-Маслова, полученные от офицеров-сослуживцев лейб-гвардии Конного полка.

культура: Какие еще экспонаты обязательно нужно увидеть?
Смородинова: Скажем, ларец, преподнесенный цесаревичу Алексею Николаевичу, а также ларец, который жители Москвы преподнесли великой княгине Ксении Александровне и великому князю Александру Михайловичу по случаю венчания. В целом у нас показаны и петербургская, и московская школы. Представители первой больше работали в европейском стиле. А в Москве, где культурные стандарты во многом задавало купечество, мастера ориентировались на народный вкус.