Цирк приехал

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

01.03.2014

В Московском музее современного искусства открылся масштабный проект «Игра в цирк». Несколько тематических залов («Гримерка», «Манеж», «Клетка») показывают странный карнавальный мир, в котором все перевернуто с ног на голову.

 Акробаты играючи преодолевают силы гравитации, дрессированные животные ведут себя разумно, как люди, а ярко-рыжий парик клоуна и вовсе намекает, что перед нами родственник нечистой силы. Выставка составлена из работ русских художников XX–XXI веков, наиболее интересные из которых относятся к 20-м годам прошлого века. Суровая эпоха супрематизма и конструктивизма почему-то оказалась неравнодушной к цирку. В экспозиции — лаконичная книжная графика 20-х — иллюстрации Валерия Алфеевского и Татьяны Лебедевой (Мавриной), а также фотографии Александра Родченко, острый геометричный стиль которого почти исчезает из цирковых зарисовок.

Кроме классиков — вроде Дмитрия Моора и Александра Тышлера, в залах можно увидеть и работы современных авторов — например, Натальи Нестеровой и Ольги Тобрелутс. А чуть потертые костюмы и снимки закулисья позволяют познакомиться с будничной стороной цирковой феерии.