С гербов свирепо смотрят львы

Александр ПАНОВ

23.02.2013

Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства открылась выставка «Под гербовой моей печатью…Бытование фамильного герба в России XVIII-XX веков».

Организаторы уверяют, что проект этот, работа над которым заняла несколько лет, — поистине уникальный. Никогда прежде российская геральдика не была отдельной темой музейной экспозиции, да и вообще практически — предметом научного исследования.

На выставке, посвященной 400-летию преодоления Смуты, восстановления российской государственности и всенародного призвания на престол Дома Романовых, представлены исключительно оригиналы из частных коллекций. Причем не только сами фамильные вензели, но и предметы с их изображениями — от картин и гравюр до фарфоровых сервизов и даже конской попоны.

Названием послужила строка из стихотворения Пушкина «Моя родословная»: «Под гербовой моей печатью / Я кипу грамот схоронил…» И одним из самых ценных экспонатов музейщики считают обложку записной книжки с фамильным гербом рода Пушкиных. Впрочем, оговариваются, что поэт в руках ее не держал. Зато возможность увидеть раритет есть у нынешних зрителей. И вообще вся экспозиция — сплошь раритеты, которые хранились в семейных собраниях, причем подчас тайно. После революции вспоминать о дворянском происхождении было не принято, и многие дарственные грамоты и печатки уничтожались владельцами. Рассказы о подобных случаях приводятся в тщательно подготовленном каталоге.

Сама выставка, занимающая всего один зал, — компактная, но очень стильная. Здесь буквально слышишь голоса из минувших столетий, их эхо гулко звучит в коридорах усадьбы Остермана, которую занимает музей. Трубецкие, Толстые, Оболенские, Куракины — как музыка для русского уха. Недаром одним из организаторов проекта значится Международный союз дворян.

Впрочем, тот же Пушкин, «бояр старинных потомок», вовсе не кичился своей родословной. «...И крови спесь угомонил», — как сказано в вышеупомянутом стихотворении.

Характерно, что экспонаты предоставили в музей не только потомки владельцев фамильных гербов, но прежде всего коллекционеры, для которых все эти вензеля — лишь занятные вещицы, украшения собраний, лишенные эмоциональной нагрузки. «Декоративно-прикладное искусство» — профильный музей, кажется, выбран не случайно.

Но все равно в маленьком зальчике, напоминающем антикварный салон, невольно испытываешь трепет. Это встреча с историей и погружение в семейный мир, пусть и чужой.