Красота. Снято!

Александр ПАНОВ

23.02.2013

Стартовала VIII Московская Международная биеннале «Мода и стиль в фотографии – 2013», тема которой в этом году — «Красота: мифы и источники вдохновения». До конца мая нас ждут более полусотни выставок в музеях и галереях столицы. Но по традиции первые вернисажи прошли в «Московском Доме фотографии», он же «Мультимедиа Арт Музей, Москва».

Для затравки на Остоженке дают ретроспективу главного немецкого фотографа первой половины прошлого столетия Августа Зандера под названием «Портрет. Пейзаж. Архитектура», антологию классиков авангарда «Это Париж! Модернизм в фотографии. 1920-1950», подготовленную Центром Помпиду на основе коллекции Кристиана Букре, и подборку работ Михаила Розанова, современного художника, памятного публике по главной роли в фильме «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» Сергея Соловьева.

Розанов теперь — известный фотограф, эстет, сочетающий опыты Родченко с заветами питерских «неоакадемиков», раскаявшихся авангардистов. Его городские пейзажи и бытовые натюрморты — предел формализма, отточенного до совершенства благодаря фототехнике начала XXI века. С Зандером или каким-нибудь Брассаем с двух соседних экспозиций он и рифмуется, и вступает в отчаянный неофитский спор.

Так что сценарий первой части биеннале «Мода и стиль» уже расчетливо драматургичен. Название всего проекта «Красота» — провокативно. Подзаголовок «мифы и источники» обещает сложный рассказ про то, что же такое красота. «И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?». Это, конечно, не куратор биеннале Ольга Свиблова, а советский поэт Николай Заболоцкий.