«Побольше ситчика моим комсомолкам»

Дарья ЕФРЕМОВА

26.09.2019

Музей Москвы на Зубовском бульваре подготовил масштабный ретроспективный проект «Ткани Москвы». В экспозиции можно увидеть все этапы становления текстильного дизайна — от французских «абонементов» и флористических раппортов в стиле модерн до агитпропа 1920-х, оп-арта «оттепели», психоделики и абстракции брежневских времен.

Звучный колорит и приглушенный монохром, многообразие орнаментов и стилей — тут и «народные» ситцы в мелкий цветок, и дореволюционные интерьерные панно с драконами, ирисами, насекомыми, и образы из русского фольклора, и аллюзии на Бердслея, Клее, «мирискусников» и Пикассо, и геометричные абстрактные рисунки, и причудливые иллюзорные композиции. Но самое необычное для молодого современного зрителя — новые адреса на ментальной карте столицы. Известные сегодня, скорее, как хипстерские анклавы, «Красная Роза», Даниловская и Голутвинская мануфактуры, Трехгорка с середины позапрошлого века и до конца двадцатого были ремесленными городами с развитой инфраструктурой, включавшей в себя не только мастерские, цеха, казармы, но и театры, амбулатории, ясли и детские сады. Здесь работали талантливые художницы-орнаменталистки, сформировавшие эстетику самого массового из декоративных искусств, но остававшиеся долгое время анонимными. Выставка возвращает зрителю эти имена.

Стенды рассказывают о творчестве Анны Андреевой, «завернувшей в ткань» свободолюбивый дух времен освоения космоса, фестивалей и конгрессов; Натальи Зыслиной, выражавшей в орнаменте художественные идеи Элия Белютина; создававшей изысканные растительные и природные композиции Ирины Кулаковой. А также о работах главного художника фабрики имени Розы Люксембург Натальи Жовтис, экспериментировавшей с авангардом и абстракционизмом. Ее сложные, наполненные множеством смыслов ткани зачастую даже не шли в массовое производство — эти рисунки требовали дизайнерского подхода к одежде. Отдельные мини-экспозиции посвящены творениям Марии Ануфриевой, Натальи Кирсановой, Елены Шумяцкой, Натальи Киселевой, Ларисы Рубцовой, Татьяны Тихомировой. Конечно, не обойдены вниманием знаменитые «амазонки авангарда», преподавательницы ВХУТЕМАСа, — на выставке представлена реконструкция рабочих мест Людмилы Маяковской, Варвары Степановой и Любови Поповой.

— Московский текстиль — удивительный и скрытый от нас пласт истории, ведь Белокаменную не принято воспринимать как ткацкую столицу, с этим, скорее, ассоциируется Иваново-Вознесенск, — говорит куратор выставки Александра Селиванова. — Для нас экспонаты не просто орнаменты и образцы, это слепки эпохи. Будь то дореволюционное ар-нуво, агиттекстиль первых десятилетий Страны Советов, космические сюжеты «оттепели», оп-арт или абстракция времен застоя — ткани всегда выражали важные эстетические и художественные смыслы. Мы впервые показываем огромные заводские и вузовские коллекции, это позволяет осветить тему с самых разных сторон.

Выставка состоит из пяти разделов, первый посвящен дореволюционной промышленности. Фабрики по производству тканей появились в Москве в начале XIX века. Однако настоящий прорыв случился в 1920-е годы. Именно тогда гремел текстильный факультет ВХУТЕМАСа, а Маяковский написал: «Пыши, / машина, / шибче-ка, / вовек чтоб / не смолкла, — / побольше / ситчика / моим / комсомолкам».

Если искусство текстиля советского авангарда часто экспонируется и неплохо изучено, то произведения предыдущих и последующих десятилетий обычно оказываются в тени. Дальнейшие этапы эволюции вплоть до 1980-х годов выставлены на двадцатиметровой витрине-«конвейере»: здесь экспонируются эскизы, подлинные ткани, документы и вырезки из газет, посвященные работе «ткачих», а на самом деле — ярких самобытных художников. Еще один аспект московской текстильной промышленности — социальный. Структура городов-мастерских создавала и аккумулировала вокруг себя новый тип горожанки XIX–XX веков — активных женщин, совершавших тихую социальную революцию без громких выступлений суфражисток.




Фото на анонсе: Кирилл Зыков/mskagency.ru