Огнем и кистью

Александр ПАНОВ

16.02.2013

В «БЕЛОМ ЗАЛЕ» Государственного геологического музея имени В.И. Вернадского, прямо напротив Кремля, проходит I Московская международная выставка художественной эмали, организованная Творческим объединением художников-эмальеров при поддержке Творческого союза художников России.

В центре Москвы вспомнили об эмали — искусстве сложном, трудоемком, не терпящем непрофессионализма и просто необычайно красивом. Но остающемся на периферии общественного внимания и проходящем по разряду декоративно-прикладного. Хотя музеи эмали есть в Венгрии, Германии, Бельгии. Международные симпозиумы эмальеров проходят по всему миру, что видно хотя бы по творческим биографиям участников нынешней выставки, опубликованным в каталоге.

ФОТО: 

Пожалуй, наиболее известным у широкой публики автором эмалей является многогранный Зураб Церетели, работающий в «огненной» технике уже более полувека. Вот и сейчас его масштабный цикл «Аргонавты» занимает в экспозиции законное почетное место.

Эмаль — это все-таки техника, а не жанр. И каждый художник на языке эмали говорит о своем. На выставке есть и натюрморты, например очень остроумная «Яичница» Игидиуса Голоба из Вены — эмалевая глазунья на настоящей сковородке. Естественно, пейзажи — у европейцев они более условные, у наших чувствуется реалистическая выучка. Много абстракции. Есть совсем уж лубочные сюжеты. Разумеется, иконы. А ветеран баталистики, лауреат Госпремии РСФСР Николай Присекин показывает помпезный «Салют Победы» с гербами бывших союзных республик.