Старинные часы: свидетели и судьбы

Татьяна СТРАХОВА

24.07.2019

В музеях Московского Кремля приоткрыли завесу тайны над трудом реставраторов. Среди сокровищ выставки «Хранители времени» — икона-складень «О Тебе радуется» XVI века, созданная из резной слоновой кости в оправе из серебра со сканью, и шпалера «Муза истории Клио», привезенная из Парижа в 1716 году для Петра I.

В Музеях Московского Кремля еще в XIХ веке сложилась своя школа реставрации, в советское время мастерские возродились здесь в 1963 году. Это позволило вернуть к жизни немало царских и великокняжеских сокровищ. Среди 27 реставраторов — специалисты по металлу, бумаге, тканям, живописи. Нередко им приходится действовать сообща — как в случае с Евангелием, датируемым 1644 годом. Четыре человека воссоздали и пожухшие страницы, и утративший былую красоту восточный шелк переплета, и серебряный оклад. Для спасения сложных и сильно пострадавших предметов разрабатывают особые методики, созывают научно-реставрационный совет, ищут новые технологические возможности, скрупулезно фиксируют каждый этап. Порой труд длится годами. Лучший пример: икона «София Премудрость Божия» из Благовещенского собора Московского Кремля, написанная в первой четверти XV века. Отличной рифмой служит «Богоматерь Страстная». Шедевр полихромной деревянной пластики XVII столетия, утративший былое великолепие росписи, опытный мастер Антон Гусев воссоздавал целых шесть лет.

Состояние предмета часто не позволяет «выпустить» его из запасника. Вековое загрязнение, утраты деталей, разрывы ткани, трещины в металле и стекле — трудно перечислить виды повреждений, которые наносит время. В плачевном состоянии был «холодильник» с крышкой в виде символа высшей награды Дании — ордена Слона: чудо эпохи барокко от немецкого мастера Франца Гонделаха, дар датского короля Петру I. В Кремле нашли, как вернуть стеклу прежнее великолепие: фрагменты сосуда с клеящей массой погрузили в вакуумную среду.

Экспозиция собрала и результаты работы реставраторов по ткани: от облачений митрополитов и надгробных покровов до коронационного платья императрицы Марии Федоровны, супруги Павла I; от заграничного бархатного седла XVII столетия до атласных туфель еще одной царственной дамы — Александры Федоровны, надевавшей их на бал в честь Николая I. В Оружейной палате испокон веку сберегали парадные одеяния правителей, которые даже в петербургский период короновались в Первопрестольной. Отголоски нескольких церемоний доносит до зрителя нынешняя выставка. Так, с Петром I связан ряд центральных экспонатов в Успенской звоннице. Лежащий в витрине узорчатый полукруг из вишневого итальянского атласа — вероятнее всего, бармы, изготовленные для Петра Алексеевича, взошедшего на престол в 1682 году вместе с единокровным братом Иваном.

Впервые показаны многие предметы императорского гардероба, еще недавно имевшие жалкий вид. Например, шляпа от маскарадного костюма Екатерины I: специалисты привели в порядок запыленные кружева и сломанные страусиные перья, восстановили фетр, места, траченные молью. Сильно пострадала от насекомых и одежда недолго правившего Петра II. Рядом с траурным и охотничьим камзолами показаны парчовый французский кафтан от коронационного костюма и затейливый бешмет из шелка.

Не менее сложной оказалась работа с «алмазными шапками» царей Ивана и Петра Алексеевичей, созданными к той же церемонии венчания на царство. Вадим Яковлев разобрал их, очистил, продублировал металл основы, заново сложил в конструкцию золотые «запоны» под алмазным крестом с лалом — большим самоцветом (здесь — шпинелью), укрепил драгоценные камни на шатких стержнях. Теперь царские венцы успешно соперничают с блещущими после реставрации короной императрицы Анны Иоанновны (1730) и шлемом из Западной Европы (до 1590). И хотя этот «шелом золочен» выкован из железа, аллегорические сцены, богатый декор и солидный возраст делают его невероятно ценным. Правда, предмет оказался сильно поврежден пожаром 1737 года: искусные рельефы, изображение борьбы Геракла с Антеем и обретения яблок Гесперид почти невозможно было рассмотреть. Прежний вид реликвии вернул заведующий отделом научной реставрации и консервации Музеев Кремля Владимир Вычужанин.

О том, насколько время подвластно кремлевским «хранителям», свидетельствует парижская вещица, которую можно назвать эмблемой выставки. Письменный прибор с часами, изготовленный в конце XVIII века из золота и серебра, мрамора и халцедона, яшмы и перламутра, принадлежал императрице Екатерине II. Реставратор разложил его «на винтики», очистил все фрагменты и вернул их на место. Старинные часы опять идут, а чернильница будто ждет пера августейшей законодательницы.




Фото на анонсе: Александр Авилов/mskagency.ru