За искренний «Союз»

Евгения ЛОГВИНОВА, Санкт-Петербург

17.07.2019

«Союз молодежи» — выставка в Государственном Русском музее, рассказывающая о деятельности первого в России официального объединения художников авангарда. Впервые в единой экспозиции представлено более 250 живописных и графических работ участников «Союза», а также редкие архивные материалы.

Общество просуществовало с апреля 1910-го по январь 1914-го. В него входили представители разных направлений — от символизма и неопримитивизма до кубофутуризма и лучизма. Было организовано семь выставок, выпущено три номера первого в России журнала о «современном искусстве», издано значительное количество книг. Созданию «Союза» предшествовал раскол группы «Треугольник» Николая Кульбина, из которой вышли будущие организаторы «Союза молодежи» Иосиф Школьник, Михаил Матюшин, Елена Гуро, Савелий Шлейфер, вскоре провозгласившие себя объединением «неакадемических художников». Первым председателем стал Эдуард Спандиков. В январе 1913 года его сменил Левкий Жевержеев, тридцатилетний коллекционер и антиквар, большой любитель театра. Сын богатого купца, поставщика церковной ткани и облачения, Жевержеев на протяжении четырех лет бескорыстно финансировал реализацию программы нового искусства. В частности, предоставил в распоряжение общества Троицкий театр миниатюр, незадолго до того выстроенный им на участке, примыкавшем к дому. Здесь с января 1912-го по ноябрь 1913-го проходили диспуты, имевшие важное значение для истории русского авангарда.

В деятельности «Союза молодежи» приняли участие свыше 80 художников: Павел Филонов, Михаил Матюшин, Варвара Бубнова, Натан Альтман, Юрий Анненков, Надежда Лермонтова, Иван Пуни, Марк Шагал, Петр Митурич, Николай Тырса, Владимир Татлин, Надежда Удальцова, Роберт Фальк, Аристарх Лентулов, Казимир Малевич, Александра Экстер, Александр Куприн.

На выставке в ГРМ можно увидеть портреты Елены Гуро, написанные ее мужем Михаилом Матюшиным, автопортреты председателя объединения Эдуарда Спандикова, изображение Варвары Бубновой кисти Волдемара Матвейса. Выделяются творения Павла Филонова, созданные в 1910–1914 годах, — «одни из своеобразнейших видов отражения чувств всеобщего переустройства жизни на основах нового, прекрасного закона» (Александр Каменский). В ранней работе «Головы» мастер словно освобождает лица от кожных покровов, представляя их как некую модель мироздания.

Одним из самых сильных впечатлений выставки стал почти трехметровый «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского» Ильи Машкова (1910). Оба художника предстают сидящими на диване, с гирями и гантелями в ногах. О мировоззренческих и художественных вкусах говорят корешки книг над раскрытым пианино: «Сезанъ», (по-видимому, тот самый, что был переведен Кончаловским с книги Эмиля Бернара), «Искусства», «Египетъ. Грецiя. Италiя». На стене в овальных рамах две композиции в стиле Джузеппе Арчимбольдо: после протеста супруги Кончаловского ими заменили портреты жен живописцев. В руках мастера держат скрипку и ноты (оба художника отлично музицировали), по-видимому, собираясь исполнить марш, посвященный прославленному тореадору Рикардо Торресу Бомбите II, с партитуры на пианино. Испанский мотив двойного портрета подхватывают несколько произведений самого Кончаловского, созданных под впечатлением от поездки на Пиренейский полуостров в 1910-м — «Испанский танец», «Матадор», «Бой быков» (все 1910).

Искусство раннего авангарда в период 1908–1909 годов развивалось под знаком объединения двух столиц. Московскую группу «Союза молодежи» составляли Михаил Ларионов (с братом Иваном), Наталья Гончарова, Илья Машков, Петр Кончаловский. Также в экспозициях участвовали Иван Клюн, Александр Куприн, Михаил Ледантю, Казимир Малевич, Владимир Маяковский, Дмитрий Митрохин, Владимир Татлин, Артур Фонвизин. Пиком творческого содружества Белокаменной и Петербурга стала выставка «Ослиного хвоста» (11 марта — 8 апреля 1912-го), устроенная в новом выставочном помещении МУЖВЗ. Там же, с отдельными каталогом и вывеской, открылась единственная в Москве экспозиция петербургского объединения.

В статье-манифесте «Русский Сецессион» теоретик авангарда Волдемар Матвейс писал: «Колыбелью его [Русского Сецессиона] у нас считается Москва. В частных галереях Щукина и Морозова изучала русская молодежь Пюви де Шаванна, Клода Моне, Писарро, потом неоимпрессионистов Ван Гога, Гогена, Сезанна… Изучение этих мастеров, потом прерафаэлитов и русского народного искусства сделало то, что вкус, чувство красок и глаз молодых русских художников развивались в направлении совершенно отличном от направления питомцев академии... И направление это... быстро дало пышные и обильные ростки». Трудам Матвейса отведено особое место в документально-архивном разделе выставки. Еще будучи студентом Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств в Петербурге, латышский мастер опубликовал работы на русском языке под псевдонимом Владимир Марков. Представлены и другие уникальные материалы, связанные с историей «Союза молодежи»: автографы Маяковского, Матюшина, Жевержеева, Школьника, устав и протоколы общества, театральные программы и каталоги. Само название общества, позаимствованное у одноименной пьесы Генрика Ибсена (1869), свидетельствовало об интересе к новаторскому театру. Первым подобным опытом стала традиционная народная драма «Комедия о Царе Максимилиане и его сыне Адольфе», организатором и спонсором которой был Левкий Жевержеев. Ее особенности — отсутствие рампы и перенесение действия в зрительный зал. В 1913 году усилиями литературно-художественной группы «Гилея» и «Союза молодежи» создается «первый в мире футуристов театр». В помещении «Луна-парка» на Офицерской улице была показана трагедия «Владимир Маяковский». Вместо профессиональных актеров участвовали студенты. Действующие лица пьесы перечислены в программке: «Старик с черными сухими кошками», «Человек без уха», «Человек без головы», «Человек с двумя поцелуями». Прикрываясь расписанными Филоновым щитами, названными в афише костюмами, артисты двигались из одного конца сцены в другой. Все это идеально соответствовало полному парадоксов тексту Маяковского. В числе четырех новаторских спектаклей «Союза» была и футуристическая опера-буфф «Победа над Солнцем» (1913) Михаила Матюшина и Алексея Кручёных, художественное оформление постановки исполнил Казимир Малевич. В декорациях зрители впервые увидели его «Черный квадрат». Музыку написал Матюшин — не только живописец, но также профессиональный скрипач и дирижер.

Выставка в Русском музее раскрывает роль объединения «Союз молодежи» в формировании идей первой волны русского авангарда, которая до сих пор не изучена и не оценена в должной мере.