Евангелие от Иоганна

Татьяна СТРАХОВА

27.05.2019

Библия, изданная самим Иоганном Гутенбергом и попавшая в Россию как трофей, а также множество иных старопечатных книг впервые показаны публике в Российской государственной библиотеке. Выставка «Библия Гутенберга: начало нового времени» подробно рассказывает о том, как с изобретением печатного станка Европа изменилась стремительно и бесповоротно.

Библия Гутенберга хранится в бывшей «Ленинке» за семью печатями, обычно показать ее в отделе редкой книги могут только специалисту с особым разрешением. Так что история творится у нас на глазах.

Печатная Библия номер один в мире, эмблема Нового времени, вписана в исторический контекст — ​ее окружают «сверстницы», редкие инкунабулы и палеотипы. Порой они чуть моложе, но тоже изданы в XV–XVI веках на территории Западной Европы. Еще до символического акта — ​создания Библии, словно предвестники, из-под станка Гутенберга вышли другие книги. И вскоре континент наводнили учебники латинского языка («донаты»), тексты молитв, индульгенции, даже листовки с пояснением, как различить поддельные монеты и настоящие. Равно как варианты Библии — ​уже не на латыни, а на диалектах немецкого языка, появившиеся в конце XV столетия, а также Библия Мартина Лютера, впервые вышедшая по-немецки в 1534 году. Возник интерес и к иной религии, в чем убеждают первые переводы Корана. Многочисленные памфлеты, полемические издания протестантов и католиков, иллюстрирующие процесс Реформации, позволяют ощутить силу печатного слова.

На выставке можно подробно узнать и о сути изобретения Гутенберга, вплоть до процесса создания бумаги, и о том, как печатные издания буквально за столетие обрели привычные нам черты. Зрители могут проследить, какую роль в становлении облика книги играли гравированные иллюстрации, создаваемые выдающимися художниками. В глубине зала выставлены творения Альбрехта Дюрера — ​листы прославленной серии «Апокалипсис», которую великий мастер задумал как «Большую книгу». Одна из гравюр с изображением «Св. Иоанна, получающего книгу, которую он должен съесть» может удивить. Однако в тексте Откровения о книге, врученной святому ангелом, говорится: «…она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка как мед». Найдется ли лучшая похвала Книге?

Выставка сочетает различные явления, связанные с классическим книгопечатанием и с дальнейшим развитием книжного дела. Старинные фолианты, впервые представшие «во плоти», сочетаются с современными мультимедиа. Перед зрителем широкая гамма возможностей: хочешь, полистай манускрипт на мониторе. Если спешишь, загрузи в свой гаджет программу «Артефакт» и изучай экспонаты дистанционно. Хотя где еще увидишь красочную панораму Страсбурга, «вписанную» в старинный том? Или прочтешь поэму о приключениях рыцаря Тойерданка с прекрасными миниатюрами, созданную по заказу императора Максимилиана  I?

Фонды главной библиотеки России чрезвычайно богаты: не в каждой стране могут показать «свою» Библию, изданную в Майнце около 1455 года. Да вдобавок пергаменную и раскрашенную вручную. В России она единственная, да и в мире их сохранилось всего двенадцать. В целом, по оценкам ученых, тираж Библии Гутенберга составлял 180 экземпляров, из них лишь 45 были напечатаны на пергамене. Сегодня московский экземпляр называют уникальным. Раритет находился в коллекции Немецкого музея книги и шрифта в Лейпциге, а в Ленинскую библиотеку прибыл в октябре 1945-го вместе с другими культурными ценностями, найденными в немецком замке Фрауенштайн. Кстати, в Научной библиотеке МГУ им. Ломоносова хранится другой, бумажный экземпляр Библии Гутенберга. Семь лет назад он был похищен из МГУ, и преступники пытались продать два тома XV века за 40 миллионов рублей. Сумма огромна, но с истинной ценой несопоставима. Дело было успешно раскрыто, уникальное издание возвращено.

Выставка в РГБ предваряет появление Библии Гутенберга в Сети: ценнейший фолиант планируется оцифровать. А пока трудно переоценить шанс увидеть легендарный артефакт «вживую», пусть даже один разворот.



Фото на анонсе: Александр Авилов/mskagency.ru