Горы — это у них семейное

Татьяна СТРАХОВА

23.05.2019

Музей Рерихов, с недавних пор — филиал Государственного музея Востока, обрел новый адрес. Теперь большой пласт наследия выдающейся семьи художников и ученых демонстрируется на ВДНХ, где открыта постоянная экспозиция «Сохраняя культуру».

Найти ее несложно: нужно пройти несколько сотен метров по главной аллее исторической «выставки достижений» до знаменитого фонтана «Дружба народов». Чуть левее обнаружится вход в темно-красное, украшенное тройной аркадой на фасаде здание павильона номер 13, бывшего «Здравоохранения», еще прежде — экспозиции Армянской ССР. Теперь здесь базируется Государственный Музей Востока. Поначалу в павильоне предполагалось устроить фондохранилище ГМВ, однако из-за планов реставрации бывшей усадьбы Лопухиных в Малом Знаменском переулке пространство ВДНХ было отдано экспозиции Рерихов.

Коллекция, которая была передана Советскому фонду Рерихов, в 2016 году стала составной частью ГМВ. Еще в советские годы Музей Востока начал пропаганду творчества Николая Рериха, который справедливо причислен к пантеону классиков русского искусства. Большое уважение вызывает и деятельность его сыновей — ученого-востоковеда Юрия и художника Святослава.

Павильон № 13, специально отреставрированный для Музея Востока, довольно велик, так что экспозиция получилась масштабной. В ней уместилось более 400 произведений, дающих яркое представление о творчестве Николая и Святослава Рерихов. Пространства достаточно и для живописных холстов, и для восточного искусства, которое Рерих-старший изучал и коллекционировал. В центре экспонируется наследие Николая Рериха, а точнее, супружеской пары, чьи интересы совпадали, образуя гармоничный арт-тандем. В частности, результатом такого единения стала крупная «архитектурная серия» картин Николая Константиновича, созданная в большом путешествии по России, которое он предпринял вместе с женой в 1903–1904 годах. Супруги посетили более сорока городов, известных памятниками старины, которые запечатлены не только на холстах, но и на великолепных фотографиях, сделанных Еленой Ивановной Рерих.

Картины сдержанные и реалистические, когда речь идет о дореволюционном периоде творчества Николая Рериха, лишь изредка позволявшего себе буйный полет фантазии; и пылающие яркими красками, если это поздний период Рериха-старшего, проведенный в Индии, и почти весь массив наследия Святослава Рериха, одаренного живописца и выдающегося мыслителя. Отныне у зрителей есть шанс рассмотреть множество холстов, сравнивая особенности разных периодов и отмечая скрытые прежде детали.

Вокруг «древнерусского» раздела выстраиваются произведения других периодов, с иной аурой. Они не вступают в противоречие с несхожими по стилистике ранними картинами, напротив, являют собой органичное продолжение линии «сохранения культуры», которая легла в основу творчества Николая Рериха еще в молодые годы. К слову, он одним из первых заговорил о колоссальной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры. Сегодняшний зритель порой забывает об этом, ошеломленный экзотикой картин, созданных в Гималаях, тогда как еще на заре прошлого века мастер написал: «Пора русскому образованному человеку узнать и полюбить Русь. Пора светским людям, скучающим без новых впечатлений, заинтересоваться высоким и значительным, которому они не сумели еще отвести должное место, что заменит серые будни веселою, красивою жизнью».

Как рассказал куратор экспозиции на ВДНХ Владимир Росов, «сохранение культуры — главный завет, который семья Рерихов оставила человечеству». Уже на ранних этапах Николай Рерих, путешествуя по России, не только создавал живописные работы, но и выдвинул идею сохранения древностей и памятников зодчества. Эта идея со временем претворилась в первый международный документ о защите культурных ценностей во время войн и вооруженных конфликтов — «Пакт Рериха». В 1935 году его подписали главы 21 государства Северной и Южной Америки, а в 1954-м документ лег в основу Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта .

Дорогая художнику тема Древней Руси стала камертоном экспозиции, помимо «архитектурной серии» включившей полотна «Строят ладьи», «Идолы», «Книга голубиная», «Земля Славянская», «Ярослав Мудрый», «Святогор». В целом организаторам удалось охватить 45 лет творческой жизни Николая Рериха. Можно увидеть «Ангела последнего», «Чудо», «Армагеддон», а также множество работ из серии «Гималаи». Другой, не менее важный раздел содержит произведения скульптуры и тибетские иконы (танки), собранные Николаем Рерихом в середине 20-х во время научно-художественной экспедиции по Индии и Центральной Азии. Созданная на территории ВДНХ экспозиция Музея Рерихов предлагает редкий вариант «открытого фондохранилища». Восточные артефакты размещены на стеллажах в отдельном зале, будто в запаснике, однако посетитель имеет возможность внимательно рассмотреть их, заодно и сравнить десятки произведений, собранных воедино.