Знакомые все лица

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

23.05.2019

Центр фотографии имени братьев Люмьер совместно с Культурным фондом Still Art Foundation представили первую персональную выставку fashion-фотографа Данила Головкина FACES. В галерее, расположенной в арт-кластере «Красный Октябрь», более 60 портретов отечественных и западных звезд: от рэпера Басты и актрисы Александры Бортич до дизайнера Филиппа Старка и топ-модели Наоми Кэмпбелл.

Зарубежный глянец прославила целая плеяда культовых авторов, включая Ричарда Аведона, Хельмута Ньютона и Дэвида Лашапеля. Художники от светописи не просто создавали мечту, погружая зрителей в потребительский рай, но превращали рекламные и коммерческие съемки в искусство. Сегодня, во времена «новой скромности», гламур потерял соблазнительный блеск. А бурное развитие интернет-медиа почти не оставило шансов модным журналам. Данил Головкин ярко заявил о себе еще в прежние, «сытые» времена: когда тиражи были больше, бюджеты — жирнее, а СМИ появлялись одно за другим. Его работы не столь провокационны, как у того же Терри Ричардсона, создателя скандальных снимков, обвиненного в сексуальных домогательствах. Творения Головкина — это тщательно сбалансированный коктейль из фэшн-фотографии, психологического портрета и канонов, заданных зарубежными мастерами.

Данил изначально работал арт-директором в одном из агентств. Постепенно увлекся съемками: шутит, что предлагал клиентам в числе других фотографов и Головкина — автора с небольшим опытом, «но классного». Пару раз трюк прошел на ура, и постепенно набралось портфолио, необходимое для мира глянца и рекламы, где без участия в серьезных кампаниях невозможно получить доступ к раскрученным брендам.

Среди людей с камерами огромная конкуренция, поэтому приходится «брать» не только качеством снимков, но и оригинальностью идеи. Как признается Данил, к каждому фотосету он тщательно готовится: собирает информацию о герое и представляет его в необычной ситуации. Так, Матильда Шнурова, любительница балетных растяжек, застыла в прыжке над бассейном, будто бы выполняет спортивное упражнение или отрабатывает прием из боевых искусств. Актриса Ирина Горбачева изображена неожиданно нежно, среди лесных трав, а вот пробивная Тина Канделаки вполне воинственно: с рапирой в руках. Есть и звезды предыдущего поколения, блиставшие на рубеже 1990–2000-х: например, артисты Ксения Кутепова и Николай Фоменко. А также модели: Наташа Поли, пик популярности которой пришелся на середину нулевых, и всегда актуальная Наталья Водянова, не только звезда подиума, но и филантроп.

Головкин с удовольствием снимает танцовщиков балета — искусства невероятно фотогеничного. Любопытно, что намек на «полетность», виртуозность порой создается нетипичными средствами: скажем, на кадрах с Дианой Вишнёвой и Сергеем Полуниным «парит» ткань, а не сами звездные модели. Подобно другим художникам, Данил не избегает реминисценций. Например, Глюк’оZа бежит по полю, догоняемая самолетом, как на знаменитом снимке Хельмута Ньютона для Vogue.

В основном мастер работает в студии, но есть и чисто репортерские, журналистские удачи. Так, на выставке представлен портрет культовой Анни Лейбовиц, случайно встреченной в Москве. Надо сказать, гранд-дама не растерялась и, увидев направленный на себя объектив, вытащила камеру и стала снимать Данила Головкина в ответ. Стоит ли теперь ждать на вернисажах Энни изображений отечественного автора? Возможна ли экспансия российской модной фотографии на международный рынок? Хочется верить, что для наших талантов нет преград.