Гад и год

Елена ЛИТОВЧЕНКО

22.12.2012

В Государственном Дарвиновском музее открылась выставка «Встречая Год Змеи», посвященная символу наступающего 2013 года.

Экспозиция объясняет, почему именно двенадцать животных являются символами годов во всех восточных календарях, и по какому принципу эти животные были выбраны. Если верить календарям, существо-покровитель в значительной степени определяет черты характера, здоровье и даже судьбу человека, родившегося под этим знаком. 2013 год — год Черной водяной змеи — будет удачен для тех, кто появился на свет в 1941, 1953, 1965, 1977, 1989, 2001 годах. Эти люди талантливы, обладают природным шармом, даром убеждения и чувством юмора. Посетителей выставки ждут и другие подробности жизни родившихся под актуальным знаком. Однако организаторы справедливо решили, что настоящие змеи не менее интересны, чем символические, и потому сосредоточились именно на них.

Рептилии всегда внушали людям противоречивые чувства: благоговение и ужас, уважение и презрение. Средневековые мореходы считали, что в пучине обитают гигантские морские змеи, способные напасть на корабль и утащить его на дно. Представленная под стеклом книга Конрада Геснера «История животных», датированная 1551 годом, открыта как раз на странице, иллюстрирующей такое внезапное нападение. Надо ли говорить, что изображенное чудовище является плодом фантазии автора? А вот — труд другого ученого, гуманиста, врача, натуралиста, зоолога, энтомолога Улисса Альдрованди «История змей и драконов» (1640). Морские змеи нарисованы с плавниками и с рыбьими головами. Зато многотомник Альберта Себы «Курьезы природы», относящийся к XVIII веку, демонстрирует уже вполне адекватное змеиное изображение.

Распространено мнение, будто бы рептилии гипнотизируют своих жертв во время охоты. На такие мысли наводит особое строение змеиного глаза: он покрыт прозрачной роговой оболочкой, образованной сросшимися веками, не позволяющими моргать. А идущий из глубины веков миф о двухголовой змее, напротив, находит подтверждение в природе. Такая аномалия отнюдь не редкость: у водяных ужей, например, каждая 50-я особь имеет подобное отклонение, не мешающее ей существовать.

Наши предки считали: если спящую змею напугать, она исторгнет из себя змеиный камень. Минералы серпентин и серпентинит (народное название — змеевик) действительно имеют «змеиную» окраску. В России из серпентинита изготовлялись печати, рукоятки для холодного оружия, подсвечники и вазы. Увидеть змеиный камень можно в московском метрополитене: им облицованы станции «Алексеевская» и «Преображенская площадь».

Змея в искусстве — символ чрезвычайно сложный. Он может нести уничтожение и смерть, о чем за двести лет до нашей эры поведали Агесандр, Афинодор и Полидор Родосские, авторы скульптурной композиции «Лаокоон и его сыновья». А может обвиться вокруг посоха Эскулапа, символизируя воскрешение из мертвых: эта деталь навечно закрепится за образом мифологического бога врачевания. Змея, свернувшаяся кольцом, отождествляется с круговоротом явлений, а глотающая свой хвост — древнейший символ вечности. Этот образ часто встречается на гербах.

Однако змей на гербе нашей столицы — явление иного порядка. Этот дракон олицетворяет силы зла: побивающий его святой Георгий-Победоносец борется с самим сатаной. Из всего этого художественно-мифического многообразия нам, жителям ХХI века, неплохо бы сделать один практический вывод: надо пытаться преодолеть зло внутри себя.