В ожидании лета

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

22.03.2019

Столичная галерея «Роза Азора» предлагает забыть о мартовской слякоти и насладиться красками лета. Проект «Три путешествия» Алексея Ланцева переносит зрителей из промозглой Москвы в солнечные страны: Францию, Испанию и Турцию. Экспозиция составлена из впечатлений, привезенных из прошлогодней поездки, — своеобразных путевых заметок, выполненных акрилом. Художник признается: каждый город прекрасен, но сердце его принадлежит Стамбулу:

— Прилетели в конце мая: в Москве еще было прохладно. А в Стамбуле — жара, рынки, портовый шум. Это город, полный жизни, очень романтичный. У созданных в Турции картин, наверное, самый «жаркий» колорит. В конце лета посетили Бретань и Нормандию, регионы на севере Франции. Погода оказалась прохладной, поэтому на работах меньше теплых тонов.

Море и солнце — своеобразные константы творчества Ланцева: мастер родился и вырос в Краснодаре, окончил в 1986-м местное художественное училище. Годы жизни в Москве не изменили южный «генетический код» — в пейзажных сериях много света и цвета, часто встречаются образы портовых городов. Колористическое чувство тоже не типичное для наших широт, так ярко и сочно умели писать французы на рубеже XIX–XX веков.

— Конечно, мне ближе южный пейзаж. Часто пишу Новороссийск, Геленджик. Недавно приезжал в Севастополь. Однако в 2017 году побывал в Вологде, Ферапонтово, Кирилло-Белозерском монастыре. В декабре солнца немного: наслаждался суровой русской лирикой. Создал по итогам поездки серию работ, — подчеркивает художник.  

На выставке есть несколько портретов случайных прохожих, изначально сфотографированных или запечатленных в набросках. Позже, в мастерской, образы были перенесены на холст: «Хотелось немного отдохнуть от пейзажа. Иногда необходимо дистанцироваться даже от любимых жанров. Чтобы не впасть в самоповторы». Отдыхом от фигуратива, по признанию художника, служит абстрактная живопись. Ланцев утверждает: для него не существует антагонизма между беспредметным искусством и фигуративным, и это разительно отличает его от многих коллег.

Пейзажные зарисовки в его исполнении — не дотошное воспроизведение натуры. Скажем, помпезная площадь Навона в Риме и заполнившая ее пестрая толпа переданы несколькими крупными мазками. Фонтаны и великолепные церкви лишены барочных завитушек. Изображение на картине Ланцева простое и лаконичное и в то же время — узнаваемое:

— В последнее время художники много работают с фотографией. Но, к сожалению, не пытаются пропустить тот или иной кадр через себя: просто копируют один в один. Подобная тенденция мне не нравится. Великие живописцы использовали снимки для работы: Дега, Мане, даже Врубель. Однако этого не видно по их картинам. Если же человек механически воспроизводит фото на холсте, теряется смысл творчества.

Впрочем, фигуративное искусство, уверен художник, не умрет. Появляются, например, новые материалы — тот же акрил или краски на основе эпоксидных смол. Это в конечном счете влияет на облик картин. Что касается сюжетов, то многое черпается из прошлого опыта: «Своеобразный постпостмодернизм. Наверное, это неплохо. Главное — есть движение».