23.11.2018
За полвека бурной творческой жизни Боуи оставил заметный след не только в самых разнообразных жанрах от рока до эмбиента и авангардного джаза, но и оказал влияние на несколько поколений современников. Новатор в музыке, он обладал и актерскими способностями: снимался в кино у Нагисы Осимы, Дэвида Хеммингса, Мартина Скорсезе. В концертных выступлениях его драматическое дарование играло важную роль, Боуи не раз менял сценический образ, превращаясь то в Зигги Стардаста, то в Изможденного Белого Герцога.
Британский музыкант и продюсер Джефф Маккормак (по прозвищу Уоррен Пис), друживший с Дэвидом Боуи с восьми лет, с 1973-го по 1976-й гастролировал вместе со звездой в качестве бэк-вокалиста, танцовщика и перкуссиониста. Они посетили США, Японию и Великобританию. Джефф делал фото на сцене, за кулисами, в пути, во время съемок художественного фильма «Человек, который упал на Землю». Десятилетия спустя Маккормак обнаружил в доме своей матери забытые кадры, многие из которых опубликовал лишь теперь. На выставке также представлена лента Дэвида Боуи «Долгая дорога домой», смонтированная Джеффом после смерти друга — из пленок Дэвида, снятых на приобретенную им в Японии восьмимиллиметровую камеру. В экспозицию вошли и несколько фотографий авторства самого Боуи или его друзей.
Для российского зрителя особенно интересны кадры, сделанные Маккормаком во время длительного путешествия Дэвида из Японии: сначала на теплоходе «Феликс Дзержинский», а затем в Транссибирском экспрессе — через весь Советский Союз. Причиной столь необычной поездки была аэрофобия Боуи. Экстравагантный музыкант с ярко-рыжыми волосами, в нарядах от личного портного Фредди Буретти эпатировал советского обывателя, причем не только в глубинке. Одетый в канареечно-желтый костюм, в экзотическом головном уборе, в ботинках на высоченных каблуках, Боуи выглядит довольно странно на фоне озадаченных покупателей московского ГУМа. Вполне сюрреалистичной кажется и фотография суперзвезды, спящей под колючим шерстяным одеялом в купе. Правда, эпатажный вид не мешал музыканту запросто общаться ночи напролет, к примеру, с солдатами стройбата. Куда труднее оказалось завоевать симпатии проводницы, разносившей чай в металлических подстаканниках. Ее строгость никак не могли растопить вежливые улыбки и русское «спасибо» двух необычных англичан. Расположение «суровой полной дамы на вид лет от 20 до 40», удалось завоевать лишь с помощью огромного плюшевого медведя, подарка японских фанатов.
Документальные свидетельства поездки, сохраненные Маккормаком, позволяют глубже окунуться в атмосферу тех лет: плацкартный билет от Находки до Москвы за 46 р. 70 коп., доплата в размере 16 р. 50 коп. за пересадку из вагона-купе в вагон СВ в Хабаровске, сборник трудов Маркса, Энгельса и Ленина на английском, каким-то образом врученный необычным туристам советскими властями, сувенирная кукла из московского универмага. А также инструкции о том, что можно и чего нельзя снимать на территории СССР.
Инструкция эта, вероятно, была сильно нарушена, когда друзья запечатлели на кино- и фотопленку первомайский парад. «Мы приехали в Москву всего на два дня и почти весь второй день провели за просмотром большого первомайского парада. Солдаты шли маршем через Красную площадь, колонна за колонной, с аккуратностью и точностью роботов. Рядом с ними шли девушки в народных костюмах и пугающие колонны танков, ракет и прочей военной техники. Повсюду размахивали красными знаменами. На некоторых были серп и молот, на других — Ленин, Маркс и тогдашние шишки компартии. За всем этим мы наблюдали из окон гостиницы, откуда открывался отличный обзор, а сотрудники гостиницы наблюдали за нами, словно мы были шпионами с Марса...» — так описал Маккормак это событие в книге «От станции к станции: путешествия с Боуи. 1973–1976».
Одна из центральных тем выставки — съемки фильма Николаса Роуга «Человек, который упал на Землю», где Дэвид сыграл свою первую главную роль. На огромном фото Боуи предстает в образе инопланетянина на фоне завораживающего пейзажа бывшего ракетного полигона Уайт-Сэндс в штате Нью-Мексико. Дюны из сверкающего гипсового песка, бледная кожа, «змеиные» глаза — все это как нельзя лучше соответствовало одному из образов музыканта: человекоподобному космическому андрогину, рок-мессии Зигги Стардасту.
Работы Маккормака — это трогательный интимный фотожурнал, созданный другом. Комментарии к снимкам, составленные автором через многие десятилетия, несут тот же настрой. С теплотой примечает он закатное солнце на тонких чертах Боуи и любуется цветом его волос, гармонирующим с оранжевым светом лампы. Маккормака радует и «честная неприукрашенность» одного из кадров, где погруженный в себя Дэвид прикрыл глаза.
Собрав множество образов Боуи воедино, Джефф Маккормак изысканно попрощался с близким человеком. А в дополнение написал музыкальную композицию (совместно с Мэттом Берри), помогающую острее ощутить его ностальгию по присущими молодости легкости и простоте, которыми были окрашены отношения друзей.